• Ешқандай Нәтиже Табылған Жоқ

Учебное пособие

N/A
N/A
Protected

Academic year: 2022

Share "Учебное пособие"

Copied!
163
0
0

Толық мәтін

(1)

3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Некоммерческое акционерное общество

«Алматинский университет энергетики и связи»

З.А. Абдуллина А.Т. Мухамбедьярова

Д.К. Шокатаев Г.А. Абрахматова ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебное пособие

Алматы 2014

(2)

4 УДК 32:1 (075.8)

ББК 66.Оя73 Политология:

М92 Учебное пособие /Абдуллина З.А., Мухамбедьярова А.Т., Шокатаев Д.К., Абрахматова Г.А.

АУЭС. – Алматы, 2013 - 162 с.

ISBN 978-601-7327-94-1

Учебное пособие направлено на формирование у студентов целостного представления о политике, ее сущности, месте и роли в человеческом обществе, закономерностях развития, а также на выработку умения ориентироваться в сложных политических проблемах и формировать собственную мировоззренческую позицию. В книге освещены основные разделы политической науки: теория политики, а также прикладная политология. Каждая тема учебного пособия содержит методическую часть, включающую в себя контрольные вопросы, список рекомендованной литературы. Предназначено для студентов и преподавателей, а также для всех интересующихся проблемами политической науки.

РЕЦЕНЗЕНТ:

КазНАУ, д-р полит. наук, проф. Борбасов С.М.

КазНАУ, д-р фил. наук, проф. Тастемирова Л. У.

АУЭС, д-р фил. наук, проф. Сагикызы А.С.

УДК 32:1 (075.8) ББК 66.Оя73

Рекомендовано к публикации Ученым Советом Алматинского университета энергетики и связи (Протокол №5 от 28.01.2014г.)

ISBN 978-601-7327-94-1

© НАО «Алматинский университет енергетики и связи», 2014г.

(3)

5

Предисловие

Политика играет большую роль в жизни общества. Благодаря политике поддерживается целостность общества и поступательность его развития. Она оказывает влияние на общество посредством сознательного формирования целей и предпочтений, устойчивых ориентиров, концентрированно выражающих потребности широких слоев общества.

Тоталитарное прошлое и долгие годы запрета политической науки не позволили широким слоям общества компетентно и осмысленно участвовать в формировании демократических институтов власти, выявили их политическую неграмотность и наивность.

Политическая наука в Республике Казахстан получила права гражданства лишь в начале 90-х годов ХХ столетия. Особая значимость ее для казахстанского общества связана с построением демократии, формированием гражданского общества и строительством правового государства.

Решение столь масштабной задачи во многом зависит от граждански зрелой и политически активной личности, способной жить в условиях свободы и демократии. Созидательный потенциал подобного типа личности обусловлен ее ориентацией на такие ценности гражданской политической культуры, как: права, свободы и достоинство личности; уважение к демократическим институтам власти, политическая терпимость, уважение к оппозиции и инакомыслию; стремление к согласию, предотвращение или цивилизованное разрешение конфликтов и т. д. Усвоение норм демократической культуры позволяет личности реально и компетентно участвовать в общественных преобразованиях. Знание тенденций мирового политического процесса, опыта организации демократических институтов ограждает личность от манипулирования ею со стороны власти, нейтрализует деструктивное влияние политического радикализма и экстремизма. И здесь неоценимую помощь может и должна сыграть политология.

Политические знания являются необходимой оставляющей гражданской культуры. Цель курса – сформировать у студентов целостное представление о функционировании политических институтов и систем, научить их ориентироваться в сфере реальной текущей политики.

Курс «Политология» предполагает ознакомление студентов с основными понятиями политической науки. Это позволит им сформировать представления по таким важным политическим вопросам, как сущность политики и механизмы осуществления политической власти, роль личности и политической элиты в жизни общества, основные элементы и типы политических режимов, сущность государства, специфика и ценность правового государства и гражданского общества, место политических партий в обществе, содержание политической культуры и политических ценностей, содержание избирательного процесса, особенности политической системы Республики Казахстан.

(4)

6

Понимание природы политики, возможностей ее влияния на общество заметно расширяет границы социальной свободы индивида, позволяет эффективнее использовать созидательный потенциал политики в интересах прогресса. Незнание глубинных причин политики, ее логики делает общество беззащитным перед лицом всепроникающего могущества власти, которая становится средством удовлетворения клановых и эгоистических интересов.

В настоящем учебном пособии освещены наиболее общие проблемы политической науки, и прежде всего те из них, которые имеют непосредственную значимость для жизни общества и отдельных граждан.

Практическое применение политических знаний в Казахстане требует внимательного учета специфики страны. Противоречивая действительность далеко не всегда укладывается в рамки классических, политических теорий и поддается однозначным научным оценкам. Во многом это объясняется переходным состоянием общества, наличием в нем самых различных явлений и событий. Поэтому, на наш взгляд, и здесь без политического образования невозможно правильно ориентироваться в сложном лабиринте событий. Цель данного пособия заключается не только в том, чтобы сформировать систематические знания о мире политики, но и в выработке гражданской позиции, обучении политическому мышлению, умению самостоятельно ориентироваться в сложных проблемах политики, четко формулировать и отстаивать свои социальные и политические интересы.

Материалы учебного пособия призваны помочь студенту понять основы политики и демократического государственного устройства, компетентно анализировать реальные политические процессы и активно участвовать в строительстве новых, гуманных и цивилизованных отношений между гражданами. Конечно, более глубокое знакомство с миром политики требует дальнейшего изучения политической теории и практики. Материалы учебного пособия помогут понять основы политики и демократического государственного устройства, компетентно анализировать реальные политические процессы и активно участвовать в строительстве новых, гуманных и цивилизованных отношений между гражданами.

Учебное пособие сопровождается методическим комплексом:

контрольными вопросами и тестами, которые помогут в самоконтроле знаний и усвоения пройденного материала. Выполняя их, изучающие политологию смогут почерпнуть для себя новые сведения и знания по изучаемой теме. К каждой теме прилагается список рекомендуемой литературы, изучение которой поможет, как написать реферативное сочинение, так и просто углубить и расширить знания по политической науке. Важной составной частью учебного пособия является Глоссарий основных терминов политической науки. Настоящее учебное пособие соответствует содержанию Государственного образовательного стандарта

«Политология » МОН Республики Казахстан.

По мнению авторов-составителей данного учебного пособия, основная задача демократического политического образования – научить

(5)

7

гражданина ориентироваться в сложной общественно-политической ситуации, представлять и защищать свои права, интересы, уважая интересы и права других людей.

На современном этапе развития и достижений науки и техники особенно важно синтезировать знания во всех областях человеческого знания, в том числе в сфере политического знания. Данный подход позволяет раскрыть суть современных политологических проблем, а также определить оптимальный путь решения их, способы и методы борьбы с любыми проявлениями радикализма, а также решение задач по созданию условий обеспечения политической стабильности. Поэтому основная цель учебного пособия – помочь студентам овладеть умением аргументировать объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества; использовать полученные знания для активного участия в политической жизни страны. В то же время авторы данного учебного пособия не претендуют на исчерпывающее освещение всех аспектов поставленных вопросов и на аксиоматичность своих суждений и смогут считать свою задачу выполненной, если настоящая работа будет в какой-то мере способствовать более углубленному пониманию современной политики, специфики постсоветских политических реформ, в том числе и в Республике Казахстан.

Раздел I. Политика и ее сущность

Термин «политика» основывается на древнегреческом понятии «полис»

(город-государство) и производными от него понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства и управления людьми и обществом: «политес» (гражданин), «политикос»

(государственный деятель), «политейя» (конституция).

Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

Политика включает в себя отношения между классами и социальными группами по поводу завоевания и удержания власти; управление общественной жизнью; систему принципов, норм и традиций по регулированию жизни общества в целом и его больших и малых социальных групп. Она формируется и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов. Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы. В этом смысле мир политики - неизбежен.

(6)

8

Политика выступает как выдающееся культурно-историческое явление.

Ее становление и развитие предстает как всемирно-исторический процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением и трансляцией политических ценностей, с критическим преодолением и становлением новых форм политических отношений, управления и опыта, со сложными системами корреляции многообразных проявлений политической деятельности человека в различных обществах. Она во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры.

Политика - это человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого и от имени которого они принимаются.

Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции - такова и политика в целом.

Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с проблемой власти. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой, проводимой от имени того или иного класса или социально-политического блока и т.д.

По сути дела, политика представляет собой регулирование общественных отношений посредством их ориентирования, направления развития во многих областях или во всей их совокупности. Какова будет политика, то есть в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры.

Политика дифференцируется по видам: внутренняя - курс государства, партии, деятельность субъектов политики внутри государства; внешняя - курс государства, партии, деятельность других субъектов политики в международных делах; международная - проводится международными государственными и негосударственными объединениями. Направления политики: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, женская, аграрная, культурная, образовательная, коммунальная, техническая, научная, экологическая, военная, геополитика и др.

В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающими их интересы. В самом

(7)

9

широком смысле политика включает процессы принятия решений и процессы принуждения в любых группах, которые создают и реализуют правила для своих членов. Соответственно, политику можно и нужно рассматривать как своеобразную науку об изучении и разрешении конфликтов.

Политика является наукой и искусством. Наукой она считается с тех пор, как человечеству стали известны законы общественного развития, зная которые можно целенаправленно влиять на политическую жизнь. В то же время политика является и искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости и фантазии.

Политика проявляется через людей. Она адекватно отражает их качества, ценности. Содержание политики выражается в ее целях, в проблемах, которые она решает, в мотивах, правилах и механизмах принятия политических решений. Политика выявляет смысл существования общности людей, определяет общие интересы всех субъектов политики, то есть участников данной общности, вырабатывает приемлемые для них правила поведения, распределяет между ними функции и роли, наконец, создает общепонятный для всех субъектов язык, способный обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества.

Политика - в высоком смысле этого слова - не карьера, не тщеславие и властолюбие, а истинное служение интересам народа, не определенной группе или классу, но всему народу в целом.

Если же политика служит низким помыслам и целям, основывается на лжи, коварстве и преступлениях, то она, естественно, превращается в

«грязное дело». Помешать такой политике может только честная политика, основывающаяся на порядочности, иных добродетелях, высокой нравственности.

Мораль и политика.

Мораль (от лат. moralis - нрав, нравственный) - одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку. Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т.д. К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как «благое поведение». Мораль - это составная часть индивидуального мировоззрения,

(8)

10

она во многом определяет для личности картину социально-политического мира.

Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, то ее нежелательно отделять от морали и этики. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц, в частности. Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких институтов социального контроля, как семья и община. С возникновением сложных общностей и ослаблением традиционных форм социального контроля возросла как роль политических институтов, которые стали осуществлять основные властно-регуляционные функции в развитии общества, так и морали - в воспитании общества.

Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, но сама стоит вне его и лишь вступает с ним в те или иные отношения. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Именно правила нравственности и добродетели и служат основанием истинной политики.

И мораль, и политика представляют собой организационные, регулятивные, контрольные сферы общества, но их существование и функционирование в нем существенно различаются.

В отличие от других организационно-контрольных сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объективируется лишь в языке и речи, но прежде всего - в отражении, в признаках и свойствах других общественных явлений. Вместе с тем, она охватывает все феномены политики. «Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, - говорил Конфуций, - то и все остальное будет ясно».

Общее между политикой и моралью заключается в том, что и политика, и мораль относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего они подвижны и изменчивы;

являются регуляторами поведения людей.

Различия между политикой и моралью:

1) политика представляет собой деятельность, направленную на урегулирование групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль же характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем

(9)

11

которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты;

2) источником политики являются экономические и другие насущные интересы и потребности людей. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды;

3) многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия, но которых в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. политика же целесообразна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. политические деятели обычно не руководствуются любовью или ненавистью, их направляют интересы, а не чувства;

4) мораль всегда индивидуальна, ее субъект - отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика же обычно носит групповой, коллективный характер;

5) важнейшей отличительной особенностью политики является ее опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль же в принципе осуждает насилие и опирается главным образом на «санкции» совести. «Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, - учил Аристотель, - тот больше идет назад, чем вперед»

(цит. по: Энциклопедия мысли, 1999, с. 172).

Можно выделить три основных варианта взаимодействия между моралью и политикой:

1) полное подчинение политики морали и религии (например, в средневековье);

2) серьезный разрыв между политикой и моралью (так, в условиях диктатуры морально лишь то, что служит диктатору);

3) сохранение аутентичности или разумного взаимодействия политики и морали (в демократическом, правовом обществе).

Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали: морализаторский, ценностно-нейтральный и компромиссный.

Морализаторский подход предполагает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность), используя при этом лишь нравственно допустимые средства.

Ценностно-нейтральный подход основывается на игнорировании политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В работе Н. Макиавелли «Государь» и других трактатах описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу: «цель оправдывает средства».

Компромиcсный подход преобладает среди большинства ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учета

(10)

12

нравственных норм в политике, учитывая специфику последней. Вот почему

«хорошая политика» не отличается от «хорошей морали».

В современном мире центральными направлениями институциализации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества. Подлинное искусство политики - это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным.

Политика может быть моральной и аморальной, но она не может быть безморальной, поскольку всегда выражает конкретные интересы людей, имеет определенные, оценочные результаты, использует соответствующие методы и средства, осуществляется с различным уровнем профессионализма.

В силу значимости своего функционирования и его последствий, политика всегда была, есть и будет сферой особо значимой моральности и особенно опасной социальной безнравственности. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей цель и направление движения к ней, а также ответственности, без которых она, подобно вышедшей из-под контроля людей науке и технике, грозит превратиться в средство массового поражения, в антигуманный механизм завоевания и сохранения власти, в орудие порабощения людей, а не их освобождения и защиты.

Совместима ли политика с моралью и нравственными ценностями?

«Я абсолютно убежден, что политика и мораль совместимы. Наоборот, политика, не основанная на морали, - вещь недопустимая. Политик обязан руководствоваться нормами и права и морали».

«Политика не только совместима с моралью и нравственными ценностями, более того, именно политика с большой буквы, разумеется, а не грязное политиканство, единственно и способна обеспечить существование в обществе хотя бы минимальных нравственных ценностей».

«Мораль и политика - принципиально разные сферы. В сфере морали недопустимы компромиссы. Сущностная характеристика сферы политики и особенно демократической политики - согласование интересов, поиск компромиссов, преобладание технологии над идеологией и системой ценностей. Поэтому выбор «меньшего зла» при принятии политических решений является основой функционирования всех демократических обществ».

В современных условиях возрастает роль нравственных критериев и координат политики в силу того, что многократно увеличивается «цена»

многих политических решений, повышается значение воздействия общественного мнения на политику и политиков. Можно сказать, что мораль без политики бесполезна, а политика без морали бесславна и грязна.

Влияние нравственности на политику может и должно осуществляться по ряду направлений. Это - постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе деятельности моральных принципов, обеспечение эффективности политики.

(11)

13

Выполнение всех этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижения. Политика - это не только и не столько личная власть, а осуществление поставленных лидером политических целей: например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны, подлинное величие государства. Демократический политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы насладиться ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. Поэтому подлинный успех политика - это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории.

В конечном счете, нравственное решение общественного деятеля и политика, помноженное на знания, опыт и интуицию, является самым верным.

Политика и право.

Проблема соотношения политики и права, их приоритетов существует давно. По этому поводу существует даже притча. Однажды как-то поспорили архитектор, политик и юрист о том, чья профессия древнее. Архитектор подчеркнул, что прежде всего человек научился строить себе жилища, и профессия строителя является древнейшей из благородных. Юрист заявил, что любое строение изначально должно иметь план и нормативную базу, а потому профессия юриста - самая древняя. Политолог же скромно заметил, что еще до существования самого мира нужно было кому-то создать хаос, а затем направлять процессы созидания или разрушения общества.

Право - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение, функционирование объединений и государственных органов. Право (др.-славянское правь - закон):

1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства;

2) наука, изучающая юридические нормы и правила, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение).

Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющими одинаковые правовые признаки, поддержкой и охраной авторитета и силой государства. Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но, в свою очередь, поддерживает и обеспечивает его. Для правового государства характерно признание связанности любых его органов как и государства в целом, предписаниями права, пока они не изменены в установленном порядке.

Право и политика - две взаимосвязанные сферы общественной жизни.

Взаимоотношения права и политического государства двусторонни:

государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за

(12)

14

собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. В понятии «право»

можно выделить ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в историческом и культурном развитии народа, но, кроме этого, оно содержит ориентиры и регулятивы для политики.

Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекает из того, что это различные регулятивные системы. Можно сказать вслед за известным голландским юристом и политологом Г. Гроцием, что если «предмет юриспруденции - это вопросы права и справедливости», то «предмет политической науки - целесообразность и польза» (цит. по: История политических и правовых учений, 1997, с. 164-165).

К сожалению, как политологи, так и юристы подчас склонны забывать, что право и политика - как в теоретическом, так и в практическом плане - тесно связаны между собой.

Профессор Лондонского университета Г. Друри отмечал, что «многие политологи не уделяют должного внимания правовому измерению дисциплины и тем самым наносят своим исследованиям непоправимый вред.

Отмечая это обстоятельство, было бы наивно полагать, что политологи станут юристами, а юристы - политологами. Продвижение вперед возможно через включение в исследовательские и учебные программы социальных наук соответствующих правовых аспектов, более тесное междисциплинароное сотрудничество, а также более частое обращение как юристов, так и политологов к работам друг друга» (Политическая наука:

новые направления, 1999, с. 214).

Для политики приоритетны как конституции и положения публичного права, так и их судебное применение и интерпретация, устанавливающие формальную базу политической практики, составляющие необходимое средство для подотчетности правительства и ограничений его деятельности.

При изучении поведения избирателей политологу необходимо хорошо знать правила и законодательные нормы проведения избирательных кампаний.

Мировая политика также все в большей степени ориентируется на нормы и положения международного права. Законы - это не что иное, как способ, которым та или иная политическая линия претворяется в жизнь.

Общественный договор, о котором писали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж.

Руссо и Т. Джефферсон, имеет юридическое происхождение. Работы многих мастеров политической мысли - Н. Макиавелли, Й. Бентама, Г. Гегеля и др. – отмечены как обязательные в университетских списках литературы по теоретической юриспруденции, а также по истории политической мысли.

Различие между политикой и правом проистекает в разнице между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера - это, прежде всего, законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления - это стратегия и

(13)

15

тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых, сколько многих других средств, мер и норм (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).

Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и «устойчивы», а у разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному, то есть те или иные люди провозглашают и проводят различающуюся политику. В этом смысле она является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.

Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика - более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия (или взаимодействия) на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика, обычно, есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах.

Наконец, различие между политикой и правом состоит в том, что политика предполагает непосредственное взаимодействие между обществом и властными структурами, а право меняется медленно и, как правило, только через официальное нормотворчество.

Четкое разделение сферы и функций политики и права может иметь весьма существенное значение - способствовать преодолению некоторых опасных тенденций в развитии общества и его властных структур. Одна из них - крайне расширительное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены административно- правовыми средствами. Именно такая тенденция характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Вместе с тем принижается значение и самой политики: политические решения принимаются не на основе научной стратегии и тактики, а посредством насилия, «нажима», манипулирования общественным сознанием и т.п.

Существует и другая опасная тенденция - сведение или сужение политических проблем до рамок административно-правовой системы.

Стремление абсолютизировать существующий политический курс органов власти и право, вывести их из поля критического анализа, представляется также нерациональным.

Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:

1) подчинение политикой права (например, в силу «революционной»

или иной «политической целесообразности»);

2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;

(14)

16

3) сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства.

Для права так же, как и для политики имеют большое значение правила и принципы морали. Гармоничное или хотя бы разумное взаимодействие морали, политики и права благотворно отражается как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Принципы такого взаимодействия определил еще И. Кант. Он учил, что следует поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству (и в своем лице, и в лице также всякого другого) как к цели и никогда не относиться к нему только как к средству. Целесообразно поступать так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства (см.: Кант, 1965, с. 353-354).

Правовое, моральное, демократическое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно гуманистической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых, моральных и политических норм в установленном порядке. Платон говорил, что он видит

«близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Где же закон владыка над правителями ..., там усматриваю я спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги» (Платон, 1999, с. 711-712).

Выступая как необходимая форма государственной политики, а в цивилизованном обществе - как основная ее форма (политика через закон, его исполнение и на основе закона), право одновременно является показателем положения личности в обществе, гарантированности ее прав, инструментом их охраны и реализации. Еще Дж. Локк отмечал, что «власть не может повелевать произвольно, она должна действовать только в соответствии с законом и уполномоченными на это судьями. И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу» (Локк, 1988, с. 337-338).

В современную эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии государственной политики с правом приобретает важнейшее значение еще и потому, что право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в том числе и для чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства.

«Неправильны те законы, - писал Платон, - что установлены не ради общего блага всего государства в целом. Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя» (Платон, 1999, с. 715).

(15)

17 Контрольные вопросы

1.Каково содержание политики как деятельности?

2.Каковы функции политики?

3.Как соотносятся политика и мораль?

4.Как соотносятся политика и право?

Литература

1. Политическая наука: новые направления / Под ред. Е.Б.Шестопал. - М., 1999.

Раздел II. Власть: ее виды, структура и носители

Сущность, структура, виды власти. Феномен власти уникален. Власть сопровождает человечество на протяжении всей истории его существования, пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Власть – явление вечное, поскольку она, как явление социальное, напрямую связана с процессом управления. В этом заключается позитивность и необходимость власти. С другой стороны, власть способна поглощать мораль, что чревато крайне негативными последствиями и разрушительным результатом как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Можно смело утверждать, что власть – основополагающая категория политологии и не только. В политологии же именно она дает ключ к пониманию сущности политики, функционирования политических институтов, политического лидерства.

На протяжении долгой истории своего существования понятие

«власть» породило великое множество различных трактовок, теорий.

Изучению власти уделяли пристальное внимание многие выдающиеся философы. Новую страницу в анализе власти открыл немецкий социолог М. Вебер. Он ввел в науку понятие «социальное действие», которое предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида и ориентацию на другого.

Вебер понимает под властью любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана.

Власть по Веберу первична. Производной от нее является политика и все, что с ней связано. На основе этого определения можно выделить следующие элементы власти, без которых ее не может быть:

а) наличие не менее двух партнеров властеотношений; власть не столько свойство субъектов, сколько отношения между ними, причем, отношения ассиметричные, разно объемные, в смысле прав и полномочий.

Об этом косвенно говорит и статус участников властеотношений – субъект и объект – несмотря на то, что во властных отношениях могут участвовать только субъекты, т.е. физические или юридические лица;

(16)

18

б) приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций. Для того чтобы получить статус субъекта, необходимо иметь либо определенные социальные санкции на это, либо обладать соответствующими личными качествами;

в) подчинение того или тех, над кем власть осуществляется.

Разумеется, мотивация подчинения в каждом случае базируется на различных исходных посылках;

г) общественные нормы, устанавливающие пределы для осуществления приказов, санкций и подчинения. Как правило, к ним относятся законы государства и нормы общественной морали.

Власть как способность субъекта проводить свою волю, проявляется в самых разнообразных формах: насилие, господство, зависимость, руководство, управление, контроль и т.д. Формы проявления власти, как правило, делят на позитивные и негативные.

Механизмы осуществления власти, ее ресурсы, основания пытаются объяснить многочисленные теории власти: телеологические, биологические, реляционистские, бихевиористские, системные, структурно-функциональные и т.д. концепции власти.

Существует множество самых разнообразных классификаций видов власти. Но, выделяя тот или иной вид власти, следует помнить, что любой вид власти должен иметь ресурс, иначе говоря, средства воздействия субъекта на объект. Ресурсы власти могут быть утилитарными (материальные и социальные блага), принудительными (административные наказания) и нормативными, ориентированными на внутренний мир человека, его убеждения и духовные ценности.

Любая классификация видов власти базируется на каком-то критерии.

Наиболее распространенная классификация – по основным сферам жизни общества. В рамках этой классификации обычно выделяются экономическая власть, социальная, культурно-информационная, принудительная и демографическая.

Политическая власть – это особый вид власти. Она представляет собой способность класса, группы, индивида проводить свою волю за счет контроля над основными институтами управления обществом.

Политическую власть характеризуют две основные черты: масштаб (она воздействует на социальные группы, общество в целом) и возможность применения государственных рычагов, оформленных в виде государственных решений. Политическую власть отличают также следующие характеристики: легальность – чисто юридическое, законное обоснование власти; легитимность (понятие введено М. Вебером) – внутреннее, социальное признание власти, узаконивание власти в глазах общества. Легитимность характеризует престиж власти; позитивные и негативные санкции, используемые властью (награды, поощрения, наказания,

Ақпарат көздері

СӘЙКЕС КЕЛЕТІН ҚҰЖАТТАР

Стыдно, жёнка. Я так был смущён, что не знал, что и подумать. Письмо твоё успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно,

Так, существительное окончание, имеющее два значения (1. Завершение, доведение чего-либо до конца. Заключительная часть чего-либо), в лингвистике

/…/ Долгосрочная стратегия перехода к новым энергетическим технологиям будет во многом определяться выбором, который сделает человечество в ближайшие

выполнен на полностью управляемых элементах (транзисторах), активные потери в схеме равны нулю, а продолжительность открытого состояния

Составление уравнений для расчета токов во всех ветвях схемы электрической цепи на основании законов Кирхгофа.. Выбираем произвольно положительные направления

На вновь строящихся крупных объектах (птицефабриках, животноводческих комплексах) практикуются подстанции глубокого ввода высокого напряжения,

Техноцентрический заключается в том, что информацию представляют как данные, которые не во всех случаях можно считать информацией (например, в Интернете одни и

Табиғат бейнесі маңызды орынға шыққан кино шығармаларын «экосинема» деп атаған және осы бағытты зерттейтін мамандар «экосинема» ұғымына былай