• Ешқандай Нәтиже Табылған Жоқ

Actual problems of education in the eurasian region (on the example of Russia and Mongolia)

N/A
N/A
Protected

Academic year: 2022

Share "Actual problems of education in the eurasian region (on the example of Russia and Mongolia)"

Copied!
8
0
0

Толық мәтін

(1)

IRSTI 23.10; 23.53

Т.А. Артамонова

Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул, Россия (E-mail: [email protected])

Актуальные проблемы образования в евразийском регионе во второй половине XX - начале XXI века (на примере России и Монголии)

Аннотация. Траектории развития государственной системы образования в России и Монголии в ХХ веке имели схожие тенденции. Они отражали общие проблемы и достижения строительства основ народного образования. В настоящее время данные страны столкнулись с проблемой денационализации и дефундаментализации системы государственного образования. Особого исследовательского внимания требует факт девальвации высшего образования при возрастающем спросе на него в молодежной среде. Сегодня Россия и Монголия испытывают влияние глобализации и вестернизации, что грозит обернуться потерей общеевразийских ценностных установок в образовании. К общеевразийским ценностям можно отнести добрососедство, крепкую и дружную семью, мир, взаимопомощь, почитание природного начала. Эти ценности позволят противостоять глобалистскому унификационному натиску и разрушению национальной идентичности. Единые жизненные приоритеты народов Евразии объединяют их на протяжении веков поверх национальных, культурных и религиозных различий. Исследователи отмечают, что и в новых геополитических условиях все еще сохраняется комплиментарность межэтнических отношений российской и монгольской молодежи. Эти данные получены в ходе проведения междисциплинарных исследовательских работ среди студентов Алтайского края России и Ховдского аймака Монголии. В статье даны рекомендации по укреплению сотрудничества стран евразийского региона в сфере образования.

Ключевые слова. Россия, Монголия, система государственного образования, евразийский регион, ценности, глобалистская унификация.

DOI: https://doi.org/10.32523/2616-6887/2021-135-2-106-114 Поступила: 11.05.21 / Одобрена к опубликованию: 21.05.21

Введение

Система государственного образования в России и Монголии на протяжении ХХ века прошла через схожие проблемы и достижения. В период формирования социалистической модели образования Монголия ориентировалась на принципы советской школы. Народный комиссариат просвещения РСФСР по просьбе монгольских учителей разрабатывал для них рекомендации по вопросам реализации всеобуча, содержания образования и создания учебных заведений. В результате этого к концу 1957 г. уровень грамотности в Монголии составил 93,4 %. Как и Россия, Монголия

ШЫҒЫСТАНУ/ ORIENTAL STUDIES /ВОСТОКОВЕДЕНИЕ Актуальные проблемы образования в евразийском регионе во второй половине XX - начале XXI века (на примере России и Монголии)

(2)

стала страной всеобщей грамотности. В советское время образовательные контакты двух стран упрочились и в 80–90 годы СССР вел подготовку кадров высшей квалификации для народного хозяйства Монголии.

В постперестроечный период внедрение европейских стандартов и процесс коммерциализации образования в странах постсоветского пространства задали толчок для формирования новых трендов в образовании, при этом породив определенные проблемы. К факторам, существенно трансформировавшим образовательную среду, можно отнести резкое сокращение государственного финансирования, переход на двухступенчатую систему обучения, смену образовательных стандартов, внедрение рыночного подхода. Все это привело к тому, что и процесс формирования единых евразийских ценностей вошел в кризисное состояние [1].

Методы исследования

При написании данной статьи использованы метод сравнительного анализа, описательный метод, историко-ретроспективный и аналитический методы.

Обсуждение

Современные кризисные тенденции, характерные для системы образования Монголии, привели к тому, что страна вынуждена приглашать иностранных специалистов для работы в таких ведущих промышленных отраслях, как геологоразведка, добывающая и перерабатывающая промышленность, транспорт, вследствие резкого снижения объема подготовки специалистов в этих областях. Особым спросом пользуются экономические и юридические специальности. При этом у монгольской молодежи спрос на высшее образование достаточно высок, что говорит о противоречивых тенденциях в области государственной образовательной политики.

Несмотря на то, что в Монголии все высшее образование платное, а уровень жизни населения невысокий, на 2,6 миллиона жителей приходится около 160 тысяч студентов только высших учебных заведений [2; с.7-13]. Подобная ситуация характерна и для России.

Неустойчивое состояние экономики и кризис системы традиционного хозяйствования, стремление получить стабильную и высокооплачиваемую работу, добиться в будущем высокого социального статуса – все это стимулирует повышенный интерес к высшему образованию. При таком спросе на образование приходится констатировать факт его заметной девальвации: тяга к знанию уступила место стремлению получить диплом, выбор любимой профессии сменился престижностью специальности [1]. Высшее образование стало не только «лифтом» для вертикального социально-экономического и карьерного роста, но и обеспечило горизонтальную мобильность обучающейся молодежи и выпускников вузов. Так, опрос монгольских студентов-бакалавров показал, что 73 % надеются продолжить обучение за границей [3].

Как показали данные исследования в Иркутском аграрном университете, для студентов из Монголии престижными странами для получения высшего образования являются США, Россия, Япония, Корея [4].

В России так же на фоне массового спроса на диплом о высшем образовании

(3)

Актуальные проблемы образования в евразийском регионе во второй половине XX - начале XXI века (на примере России и Монголии)

происходят деградационные процессы, которые можно обозначить как депрофессионализацию и дефундаментализацию образования. Получение диплома о высшем образовании в большинстве случаев не гарантирует, что его обладатель будет работать специалистом в этой области, а тем более в своем регионе или стране [5].

Серьезной проблемой является и то, что сокращение фундаментальной подготовки приводит к более узкой специализации выпускников, что затрудняет им поиск рабочего места по специальности. Проведенный в 2020–21 гг. специалистами Центра гуманитарного образования Алтайского государственного аграрного университета социологический опрос среди студентов аграрных вузов Сибири показал, что 36,64%

опрошенных готовы уехать в столичные города или за границу, так как там более комфортные условия жизни, возможность профессионального и личного роста. Только каждый пятый выпускник аграрных вузов готов поехать работать в село. Отток молодежи из сельской местности является серьезной проблемой как для России, так и для Монголии. Агропромышленный комплекс в этих странах уже столкнулся с серьезной проблемой нехватки квалифицированных кадров, хотя аграрные университеты вкладывают немалые деньги в подготовку специалистов, в создание новых лабораторий и учебных классов и оснащение их современной аппаратурой.

Унификация и денационализация образования в странах евразийского региона является закономерным следствием приспособления государственных систем образования к процессам глобализации и вестернизации, что в итоге грозит распадом евразийской целостности. Уже очевидной становится трансформация системы ценностей и мировоззрения молодежи. Опрос студентов в Ховдском и Алтайском университетах показал, что из предложенного перечня студенты выделяют коммунитаристские ценности, ценности семьи и дружеского общения, ценность родной природы, что можно отнести к традиционному ценностно-мировоззренческому ядру евразийских этносов. Исследование также позволило выявить противоречие между заявленными при опросе ответами и реальными жизненными приоритетами молодежи. Так, 78% российских и монгольских студентов считают, что в жизни важнее единство и сотрудничество, чем борьба и соперничество. Вместе с этим только 40%

российских студентов отметили, что сейчас необходимо развивать коллективную собственность. Среди монгольской молодежи этой позиции придерживаются 59% [6; с.

250–260]. Приходится констатировать факт, что ценности индивидуализма и потребительского образа жизни проявляются у подрастающего поколения все в более выраженной форме. Этому способствуют и определенные установки в современной педагогике, когда школьник ощущает себя «центром вселенной», вокруг которого должны вращаться учителя, родители, руководство школ. Анализ полученных исследовательских результатов позволил сделать вывод, что «у молодежи сформировался сложный мировоззренческий конгломерат из традиционных евразийских ценностей, закрепленных социалистической системой образования, и западно-либеральных ценностных установок» [6; с. 73].

Все это говорит о неоднозначности происходящих ситуационных процессов в образовании, которые требуют дальнейшего междисциплинарного исследования.

Сохранение национальных, культурных, нравственных основ общества зависит от возможности сохранения межпоколенческих связей. И одним из основных каналов трансляции этих ценностей для молодежи является система образования.

(4)

Результаты и выводы

Для сохранения евразийской геополитической и культурной целостности необходимо укреплять базовые ценности, сформированные общей многовековой историей и традициями сотрудничества народов Евразии. Эти ценности опираются на чувство комплиментарности, которое Л. Н. Гумилев трактовал как неосознанную симпатию между этносами. Именно комплиментарность позволяет народам, несмотря на национальную и расовую разнородность, ощущать себя «своими» на едином пространстве евразийского континента [1]. Современные исследования межэтнических отношений народов Северо-Западной Монголии показали, что наибольший перевес положительных оценок у взрослого и подрастающего поколения монголов выражен в отношении к русским (взрослые +51,7%, подростки +42,2%). Исследователи отмечают, что и в новых геополитических условиях все еще сохраняется комплиментарность межэтнических отношений российской и монгольской молодежи. «Среди монголов, так же, как и среди русских, прослеживается отчетливый европоцентризм в установках.

Но в ряду других народов русские у них вызывают наибольшие симпатии (+10,9%), даже по сравнению со своими «внутренними» народами (бурятами, мянгадцами, захчинами, уэлдцами, торгудцами, хотонами, урянхацами и дурбетами)» [7; с. 150-151]. Это говорит о сохранности общеевразийского ценностно-мировоззренческого ядра.

К общеевразийским ценностям можно отнести добрососедство, крепкую и дружную семью, мир, взаимопомощь, почитание природного начала. Именно они позволят противостоять глобалистскому унификационному натиску и разрушению национальной идентичности, что сегодня характерно для большинства государств.

Единые жизненные приоритеты народов Евразии объединяют их на протяжении веков, несмотря на этнические и религиозные особенности. Наличие общих духовно- нравственных ценностей, основанных на комплиментарности евразийских этносов, позволяет создавать «притягательный образ» народов, проживающих по соседству в евразийском регионе [4]. Для этого необходимо развивать более широкое региональное сотрудничество в сфере образования, создавая единое евразийское образовательное пространство. Авторы проведенного в 2014-2015 гг. междисциплинарного сравнительного исследования студентов вузов Алтайского края и Ховдского аймака [8]

пришли к выводу о необходимости принятия следующих мер руководством вузов и государственными органами власти сопредельных территорий России и Монголии, работающими с молодежью:

— широко освещать и популяризировать евразийские идеи и традиционно братские российско-монгольские отношения среди студенческой молодежи двух стран, что послужит серьезным противовесом агрессивной космополитической, индивидуалистической и потребительской пропаганде, обрушившейся со стороны Запада;

— всемерно развивать межвузовское российско-монгольское научное и педагогическое сотрудничество, в том числе и за счет расширения студенческих контактов на всех уровнях. Это позволяет не только наладить продуктивный межкультурный диалог, но и дает возможность сознанию молодого человека (через познание «близкого другого») укорениться в традиционных евразийских ценностях;

(5)

Актуальные проблемы образования в евразийском регионе во второй половине XX - начале XXI века (на примере России и Монголии)

— внести коррективы в региональную гуманитарную компоненту госстандартов по всем наукам путем включения в нее евразийской исторической, культурологической и социально-психологической проблематики как важного средства борьбы с европоцентристской мифологией, ксенофобией, религиозным и этническим экстремизмом;

— популяризировать опыт проведения международных летних студенческих школ, которые уже четырнадцать лет проходят на Алтае, как важнейшего средства воспитания студенческой молодежи Евразии в духе культурной открытости, регионального патриотизма и совместной устремленности молодых людей к лучшему будущему [9; с. 113].

Обращение к историческому прошлому позволяет понять, что евразийские народы богаты самобытной культурой и традициями в области образования и воспитания молодежи. Этот социокультурный фундамент должен послужить опорой и для будущего развития. В условиях глобализации дальнейшее расширение образовательных контактов поможет нашим странам усилить свой социально- экономический и геополитический статус. Региональное сотрудничество есть альтернатива заданному извне европоцентристскому сценарию глобализации. В рамках этого сотрудничества необходимо упрочить единство образовательного пространства стран евразийского региона.

Список литературы

1. Артамонова Т. А. Образование как фактор формирования единых евразийских ценностей у современных студентов России и Монголии // Вестник алтайской науки. - 2014. - № 2-3 (20-21). - С. 306-310.

2. Томских А.А. Высшее профессиональное образование Монголии в мировых стратегиях развития // Перспективы науки. - 2011. - № 9 (24).

3. Желновакова М. Высшее образование: деньги и никакой романтики // Иркутская губерния, 2010 [Электрон. ресурс]. – 2010. – URL:

http://www.irgub.irk.ru/news/articles/16. (дата обращения 10.03.2021).

4. Яковлев Д.А. Монгольская молодежь о России (по материалам опроса студентов) // Вестник молодежной науки Алтайского государственного аграрного университета. Сборник научных трудов. - Барнаул, 2020. - С. 242-246.

5. Гунтыпова, Э.С. Миграционные настроения сельской учащейся молодежи Бурятии// Эпоха науки. - 2016. - № 6. - С. 12–18.

6. Иванов А.В. Перспективы формирования созидательных жизненных установок у российских и монгольских студентов на Алтае // Ценности и смыслы. – 2015. – № 5 (39).

– С. 71-79.

7. Ушаков Д. В. Комплиментарность межэтнических отношений молодежи России и Монголии в новых геополитических условиях // Философия образования. – 2015. –

№3(60). – С.146-153.

8. Фотиева И.В. Культура Евразии: ценностные предпочтения монгольских студентов // Homo Eurasicus в системах социальных коммуникаций: коллективная монография по материалам VI всероссийской конференции, Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 26 октября 2015 года. – Берлин: Директ-Медиа, 2015. – С. 234–247.

(6)

9. Фотиева И.В., Иванов А.В. Психология личности студента в России и Монголии:

культурно-историческое своеобразие и социальные факторы формирования. / И. В.

Фотиева, А. В. Иванов. - Барнаул: Изд-во ООО «Пять плюс», 2015. – 116 с.

Т.A. Артамонова

Алтай мемлекеттік аграрлық университеті, Барнаул, Ресей

ХХ ғасырдың екінші жартысы мен ХХІ ғасырдың басындағы Еуразия аймағындағы білім берудің өзекті мәселелері (Ресей мен Моңғолия мысалында)

Аңдатпа. ХХ ғасырдағы Ресей мен Моңғолиядағы мемлекеттік білім беру жүйесінің даму траекториялары ұқсас тенденцияларға ие болды. Оларда халықтық білім негіздерін құрудың жалпы мәселелері мен жетістіктері көрініс тапты. Қазіргі кезде бұл елдерде халықтық білім беру жүйесін ұлтсыздандыру және дефундациялау проблемалары тұр. Жоғары білімнің девальвацияға ұшырауы жастардың оған деген сұранысының артуымен ерекше зерттеуді қажет етеді. Бүгінде Ресей мен Моңғолия жаһандану мен батыстанудың ықпалын сезінуде, бұл білім беруде жалпы еуразиялық құндылықтардың жоғалуына алып келеді. Жалпы еуразиялық құндылықтарға тату көршілік, берік және тату отбасы, бейбітшілік, өзара көмек және табиғи принципке құрмет жатады. Бұл құндылықтар глобалистік бірігу шабуылына және ұлттық бірегейліктің жойылуына қарсы тұруға мүмкіндік береді. Еуразия халықтарының жалпы өмірлік басымдықтары оларды ғасырлар бойына ұлттық, мәдени және діни ерекшеліктер бойынша біріктіріп отырды. Зерттеушілер жаңа геосаяси жағдайында орыс және монғол жастары арасындағы ұлтаралық қатынастардың бірін-бірі толықтыруы әлі де сақталғанын атап өтті. Бұл мәліметтер Ресейдің Алтай аймағы мен Моңғолияның Ховд аймағының студенттері арасында жүргізілген пәнаралық зерттеу жұмысы барысында алынды. Мақалада Еуразия аймағы елдерінің білім саласындағы ынтымақтастығын нығайту бойынша ұсыныстар берілген.

Түйін сөздер: Ресей, Моңғолия, халықтық білім беру жүйесі, Еуразиялық аймақ, құндылықтар, глобалистік бірігу.

T.A. Artamonova

Altai State Agricultural University, Barnaul, Russia

Actual problems of education in the Eurasian region in the second half of the 20th and the beginning of the 21st century (On the example of Russia and Mongolia)

Abstract. The trajectories of the development of the state education system in Russia and Mongolia in the twentieth century had similar trends. They reflected the common problems and achievements of building the foundations of public education. Currently, these countries are faced with the problem of denationalization and defundamentalization of the public education system. Special research attention is required by the fact of the devaluation of higher education with an increasing demand for it among young people. Russia and

(7)

Актуальные проблемы образования в евразийском регионе во второй половине XX - начале XXI века (на примере России и Монголии)

Mongolia are experiencing the influence of globalization and Westernization, which threatens to result in the loss of pan-Eurasian values in education today. Common Eurasian values include good neighborliness, a strong and friendly family, peace, mutual assistance, and respect for the natural principle. These values will make it possible to resist the globalist unification onslaught and the destruction of national identity. The common life priorities of the peoples of Eurasia have united them for centuries over national, cultural, and religious differences. The researchers note that even in the new geopolitical conditions, the complementarity of interethnic relations between Russian and Mongolian youth persists.

These data were obtained during interdisciplinary research among students of the Altai Territory of Russia and the Khovda Aimag of Mongolia. The article provides recommendations for strengthening cooperation between the countries of the Eurasian region in the field of education.

Keywords: Russia, Mongolia, public education system, Eurasian region, values, globalist unification.

References

1. Artamonova T.A. Obrazovanie kak faktor formirovanija edinyh evrazijskih cennostej u sovremennyh studentov Rossii i Mongolii [Education as a factor in the formation of common Eurasian values among contemporary Russian and Mongolian students], Vestnik altajskoj nauki [Altai Science Bulletin]. 2014. No. 2-3 (20-21). P. 306-310, [in Russian].

2. Tomskih A.A. Vysshee professional'noe obrazovanie Mongolii v mirovyh strategijah razvitija [Tertiary vocational education in Mongolia in global development strategies], Perspektivy nauki [Science perspectives]. 2011. No. 9 (24), [in Russian].

3. Zhelnovakova M. Vysshee obrazovanie: den'gi i nikakoj romantiki [Zhelnovakova M.

Higher education: money and no romance] Irkutskaja gubernija [Irkutsk Gubernia], Available at: http://www.irgub.irk.ru/news/articles/16. [in Russian], (accessed 10.03.2021).

4. Jakovlev D.A. Mongol'skaja molodezh' o Rossii (po materialam oprosa studentov) [Yakovlev D.A. Mongolian youth about Russia (according to the survey of students] Vestnik molodezhnoj nauki Altajskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Sbornik nauchnyh trudov [Bulletin of youth science of Altai State Agrarian University. Collection of scientific works]. Barnaul, 2020. P. 242-246, [in Russian].

5. Guntypova, Je.S. Migracionnye nastroenija sel'skoj uchashhejsja molodezhi Burjatii [Migration attitudes of rural students in Buryatia] Jepoha nauki [Epoch of Science]. 2016. No.

6.P. 12–18, [in Russian].

6. Ivanov A.V. Perspektivy formirovanija sozidatel'nyh zhiznennyh ustanovok u rossijskih i mongol'skih studentov na Altae [Prospects for Creating Constructive Life Attitudes among Russian and Mongolian Students in Altai] Cennosti i smysly [Values and meanings]. 2015. No. 5 (39). P. 71-79, [in Russian].

7. Ushakov D. V. Komplimentarnost' mezhjetnicheskih otnoshenij molodezhi Rossii i Mongolii v novyh geopoliticheskih uslovijah [The Complimentarity of Interethnic Relations between Youth in Russia and Mongolia in the New Geopolitical Environment] Filosofija obrazovanija [Philosophy of Education]. – 2015. No.3(60). P.146-153, [in Russian].

8. Fotieva I.V. Kul'tura Evrazii: cennostnye predpochtenija mongol'skih studentov [Eurasian culture: value preferences of Mongolian students] Homo Eurasicus v sistemah social'nyh kommunikacij: kollektivnaja monografija po materialam VI vserossijskoj

(8)

konferencii, Sankt-Peterburg, RGPU im. A. I. Gercena, 26 oktjabrja 2015 goda [Homo Eurasitsus in the systems of social communication: collective monograph on the materials of the VI All-Russian Conference, St. Petersburg, Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, 26 October 2015.]. Berlin, Direkt-Media, 2015. P. 234–247, [in Russian].

9. Fotieva I.V., Ivanov A.V. Psihologija lichnosti studenta v Rossii i Mongolii: kul'turno- istoricheskoe svoeobrazie i social'nye faktory formirovanija [The Psychology of Student Personality in Russia and Mongolia: Cultural and Historical Specificities and Social Factors of Formation], (Izd-vo OOO «Pjat' pljus», Barnaul, 2015, 116 p.), [in Russian].

Сведения об авторе:

Артамонова Татьяна Александровна - к. ф. н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул, Россия.

Artamonova Tatyana Aleksandrovna - Candidate of Philosophy, Associate Professor, Altai State Agricultural University, Barnaul, Russia.

Ақпарат көздері

СӘЙКЕС КЕЛЕТІН ҚҰЖАТТАР

Журналда мақала жариялаушы автор мақаланың қол қойылған бір дана қағаз нұсқасын Ғылыми басылымдар бөліміне (редакцияға, мекенжайы: 010008,

В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы приоритеты образовательной политики были

Рассмотрим историю становления и развития таможенной службы Горного Алтая, покажем вклад роли та- моженной службы в развитие торговли с Монголией, а также

of Political Sci., Assoc.Prof., L.N.Gumilyov ENU, Nur-Sultan, Kazakhstan (political science) Shakir Ibrayev Doctor of Philology, Prof., L.N.Gumilyov ENU, Nur-Sultan, Kazakhstan

of Historical Sci., Prof., L.N.Gumilyov ENU, Nur-Sultan, Kazakhstan (international relations) Оl’ga Аvdeeva Doctor of Political Sci., Assoc.Prof., Loyola University, Chicago,

«басшысымақтардың» басты кінәсі патша заманындағы билік басында болғандар мен атқамінерлерге әлі қолдау көрсетуі, пара алушылық, қазына

Цель - провести сравнительный анализ опыта решения проблем моногородов в Казахстане и Германии с целью выявления оптимального пути совершенствования

Исходя из источников, а также особенностей развития окраинных территорий Российской империи, были выделены ин- дикаторы развития образования,