34
ДРЕВНЯЯ МЕТАЛЛУРГИЯ, КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОЧЕВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Сəдуақас Ə.
Научный руководитель: доктор PhD, доцент С.К. Кабылтаева Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
«Семь граней Великой Степи» – это статья Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, опубликованная в ноябре 2018 года. В центре внимания этой статьи находится история страны и необходимость объективного понимания роли народа в глобальной истории. Выдвинутые главой государства инициативы – продолжение программы "Рухани жаңғыру".
Наша земля, без преувеличения, стала местом, откуда происходят многие предметы материальной культуры. Многое из того, без чего просто немыслима жизнь современного общества – было в свое время изобретено в наших краях. Летописи хранят немало известных фактов, когда предки казахов не раз кардинально меняли ход политической и экономической истории на обширных пространствах Евразии. [1]
Изобретение способов получения металлов открыло новую историческую эпоху и навсегда изменило ход развития человечества. Казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, также стала одним из первых центров появления металлургии. Еще в глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа.
Наши предки постоянно развивали производство новых, более прочных металлов, что открывало им возможности для ускоренного технологического прогресса. Об этом говорят найденные при раскопках печи для выплавки металла, украшения, предметы быта и оружие ранних эпох. Это свидетельствует о высоком технологическом развитии степных цивилизаций, существовавших на нашей земле в далекой древности.
История человечества началась миллионы лет назад, в каменном веке. Одна из важных эпох в развитии древней металлургии является энеолит – медно-каменный век. Он охватывает 4-3 тысячелетия до н.э. В этот период древний человек впервые начинает изготавливать медные орудия труда и обихода. В данной витрине представлен целый комплекс изделий, относящихся к Ботайской культуре. [2]
В период энеолита на территории Казахстана происходит событие, которое в значительной мере повлияло на всю дальнейшую историю всего региона. На севере Казахстана в 1980 году обнаружено и исследовано поселение Ботай.
Виктор Зайберт указывает, что качество каменных орудий найденных на поселении Ботай значительно уступает орудиям неолита. Это объясняется тем, что использование меди для изготовления ножей, а также более широкое использование костей животных смещало каменные орудия в обиходе. Окись меди была обнаружена в двух случаях на внутренних стенках костяных рукояток ножей. [3]
По мнению Г.Н. Матюшкина ботайцы – это пришедшие в Приишимье суртандинцы жившие на территории Зауралья. Из этого предположения следует, что ботайцы происходят от культур эпохи неолита, которые преобразовались в новую культуру в результате совокупности внутренних инноваций. В частности, использование меди в изготовлении орудий труда привел к более выраженному разделению труда и диверсификации хозяйства.
Таким образом, ботайская культура эпохи энеолита начинает долгую историю отношений степняков с металлургией. [4]
На смену энеолиту приходит эпоха бронзы. Ее временные рамки охватывают период ІІІ-ІІ тысячелетия до н.э. Именно в этот период древние люди изобретают новый для них
Ре по зи то ри й Ка рУ
35
сплав меди и олова – бронзу. Из нее изготавливали все необходимое для комфортного существования человека – орудия труда, оружие, предметы обихода, даже украшения. В этой витрине вы видите комплекс артефактов, которые отражают все стадии бронзолитейного производства: медная руда - сырье, которое использовалось для получения бронзы, литейные формы, в которых отливались необходимые изделия, и здесь же вы видите бронзовый наконечник копья - уже готовое изделие.
В эпоху бронзы добыча металла достигает колоссальных масштабов. Отечественными учеными во главе с А.Х. Маргуланом выделяли районы Атасу и Жезказган как большие центры древней металлургии с богатыми запасами меди и олова. Подобные крупные горнодобывающие комплексы были обнаружены и на западе Казахстана. На одном только месторождении около селища Горный Каргалинского района Западного Казахстана по подсчетам Е. Черных и М. Наваррете было выкопано около 5 млн. тонн руды, из которых было выплавлено от 55 до 120 тыс. тонн меди. По меркам доиндустриальных культур это значительные цифры, указывающие на то, что это месторождение использовалось интенсивно на протяжении долгого времени. [5]
В эпоху бронзы также выделяет полноту комплекса обработки металла.
Исследования, проведенные А. Маргуланом в Центральном Казахстане, выявили, что каменные печи для плавки металла были неотъемлемой частью металлургических комплексов данной территории. В частности, на разных участках поселения Микудук в Центральном Казахстане были обнаружены 15 медеплавильных печей.
Территория Казахстана была частью обширной Евразийской металлургической провинции (ЕАМП), которая занимала наибольшую территорию среди восьми металлургических провинций выделяемых исследователями. ЕАМП занимал около 6-7 млн.
кв. км. Столько обширная территория была обусловлена тем, что ядром данной металлургической провинции были степные племена приручившие лошадь для верховой езды и занимавшиеся полуоседлым скотоводством. Металлургия на территории ЕАМП развивалась в трех фазах. [6]
Историю первой фазы добычи металла на территории Казахстана определяют два больших переселения – абашевско-синташтинская культура с запада на восток и сейминско- турбинская культура с востока на запад. Первые были европеоидного типа, последние же были азиатской расы. Столкновение этих двух культур предположительно произошло на территории северного Казахстана. В результате этого столкновения сейминско-турбинская культура была смещена на чуждые им территории северной тайги. А синташтинская культура стала основой андроновской культуры. Первая фаза длилась с XIIIдо XVII веков до н.э. [7]
Вторую фазу развития ЕАМП знаменует взрыв активности горно-металлургического дела. Об этом свидетельствуют следы многочисленных малых, больших и огромных меднорудных разработок на обширных пространствах от Южного Урала, через весь Центральный Казахстан, до Рудного Алтая и далее к югу – до горной системы Памиро- Тяньшаня. Тогда же древние горняки разведали и освоили многие оловорудные месторождения. Именно к этой фазе относятся месторождения Каргалинского районо Западного Казахстана. Селение Горный является одним из наиболее масштабных находок из этой эпохи. В отдельных шахтах рядом с селением были найдены огромные холмы костей коров, овец и коз. Предположительно горняки данной территории обменивали металл на скот. По версии М. Кадырбаева и Ж. Курманкулова вторую фазу можно определить как эпоха ранней бронзы, охватывающая период XVII-XIV вв. до н.э.[8]
Третья фаза или поздняя эпоха бронзы относятся к XIII-IX вв. до н.э. Это период упадка древней металлургии в Казахстане. В эту эпоху были заброшены Каргалинские копи, которые начали вновь использоваться лишь в XVIII веке уже промышленниками Российской империи. Тогда же, в IX-VIIIвв., согласно М. Кадырбаеву и Ж. Курманкулову были заброшены селения металлругов Атасу и Мыржык.
Ре по зи то ри й Ка рУ
36
Андроновская культура эпохи бронзы была распространена на обширных территориях Казахстана, Сибири, Урала, Средней Азии. В эпоху бронзы человек постоянно совершенствовал уже существующие ремесла и промыслы, изобретал новые способы обработки материалов.
Важное место в андроновской культуре занимало ювелирное искусство. В витринах располагаются ювелирные украшения, которые носили андроновские женщины. Это и бронзовые браслеты со спиралевидными завитками, серьги, подвески из бронзы и клыков животных, камня, пасты. Клыки хищников, которые нанизывали на ожерелья наравне с бусинами из бронзовой пасты, играли роль оберегов, талисманов.
На смену эпохе бронзы приходит раннежелезный век. Название эпохи говорит само за себя: в этот период на территории Казахстана начинает распространяться обработка железа.
Но и бронза как материал продолжает сохранять свои позиции в производстве. В I тысячелетии до н.э. хозяйственный уклад вновь начинает трансформироваться. Новые племена, пришедшие на смену андроновцам, постепенно переходят к полукочевому и кочевому скотоводству. Меняется не только тип хозяйствования. В это время формируются ранние кочевнические объединения, возникает военная демократия, зарождается государственность и образуются раннеклассовые общества.
В 1966 году Мир Кадырбаев по отношению к восточному ареалу степных культур предложил термин «сакская культурная общность». Ядром сакской культурной общности он считал племена Казахстана и Алтая. По его мнению, сходство и близость культур объясняется их общей основой, при этом, существуют локальные варианты культурных комплексов. В частности, он отмечает: «районы Семиречья, Центрального Казахстана, Алтая и Южной Сибири населяли родственные племена со сходной хозяйственной базой, материальной культурой и общественной организацией... и культуры которых базировались на одной и той же андроновской основе».
Зачастую население проживало на одной и той же территории очень длительное время. В 1959-1962 гг. экспедиция под руководительством М.И. Кадырбаева проводили раскопки на курганах комплексов Тасмола I, II, II, Vи VI. Весь вещевой инвентарь был распределен по трем категориям: вооружение, конское снаряжение и украшения. В могильнике Тасмола Iбыли найдены зеркало с орнаментом с петлей на тыльной стороне и высоким бортиком, стремевидные удила с насаженными трехдырчатыми псалиями, рамковидные пряжки, пуговицевидные пронизи и др. Изделия выполнены из бронзы с разными примесями как мышьяк, свинец и сурьма. Некоторые пронизи узды были изготовлены и «чисто» оловянистой бронзы.
В могильнике Тасмола Vбыли найдены многочисленные предметы конского снаряжения. Среди них есть кольчатые и стремевидные удила, фигурные пронизи, три массивных колокольчика, бляшки разных вариантов и две скульптуры козлов на двукольчатой стойке, которые были выполнены из классической оловянистой бронзы. Также были найдены золотые барельефные фигурки хищников, служивших налобным украшением узды лошади.
В период раннего средневековья железо начинает занимать ведущее место в производстве орудий труда, оружия, доспехов и т.д. В этот период на смену степным государствам приходят каганаты - государственные обьединения, создававшиеся тюркоязычными племенами. Они были широко распространены: от Желтого моря на Востоке до Черного моря на Западе. Один из самых знаковых - Тюркский каганат был основан в 552 году Бумын-каганом и просуществовал до 603 года. Основным видом хозяйства населения Тюркского каганата было кочевое скотоводство [9].
Один из самых ранних этапов истории тюрков VI в. был связан с горнорудным промыслом, когда они добывали в горах Алтая железную руду для жужаньских каганов.
Железо представляло собой стратегически важный сырьевой материал, особенно для кочевников, поскольку оно было необходимо для изготовления оружия. Поэтому, тюрки
Ре по зи то ри й Ка рУ
37
придавали железу особое значение и занимались разработкой его месторождений еще на заре свой истории. В отличие от других центров древней металлургии, где добыча железа производилась путем выжигания, тюрки первыми изобрели способ плавки железа, широко применяемый по сей день.[10]
В XII в. ал-Идриси сообщает, что тюрки занимались, главным образом, добычей железа, которое они добывали в большом количестве в городе Хазхаракас (или Каваркас) в стране токуз-огузов и вывозили его в другие тюркские страны. В городе Астур в стране кимаков была железная руда, из которой делали прекрасные вещи – отливали изящные слитки. В городе Банджар в стране кимаков были серебряные рудники. Тюрки-кимаки добывали также золото на берегах Кимакского озера (Алакуль).
Таким образом, о стремительном развитии горного дела на просторах Великой степи свидетельствуют многочисленные археологические открытия и систематические исследования. В данной статье автор попытался раскрыть влияние развития металлургии на кочевую цивилизацию и опираясь на многочисленные исследования доказать, что Казахская степь издревле является одним из самых главных и богатых очагов развития древней металлургии.
Список литературы:
1 Назарбаев Н.А. Семь граней Великой степи. – Режим доступа:
http://www.akorda.kz/ru/events/statya-glavy-gosudarstva-sem-granei-velikoi-stepi
2 Книга – фотоальбом Национального Республики Казахстан. – Алматы, 2014
3 Зайберт В.Ф. Ботайская культура: истоки степной цивилизации. // Великая Степь:
история и культура. Том 2. Конь и всадник. Каталог выставки. – Нур-Султан, 2019.
4 Косинцев П.А. Лошади казахских степей по данным палеозоологии и археологии. //
Великая Степь: история и культура. Том 2. Конь и всадник. Каталог выставки. – Нур-Султан, 2019.
5 Самашев З. Казахские степи в раннем железном веке. // Великая Степь: история и культура. Том 2. Конь и всадник. Каталог выставки. – Нур-Султан, 2019.
6 Мамедов А.М. Снаряжение верховой лошади дрених номадов Казахстана. // Великая Степь: история и культура. Том 2. Конь и всадник. Каталог выставки. – Нур-Султан, 2019.
7 Чотбаев А. Военное дело кочевников Великой Степи. // Великая Степь: история и культура. Том 2. Конь и всадник. Каталог выставки. – Нур-Султан, 2019.
8 Омаров Г.К., Бесетаев Б.Б. Средневековые кочевники Восточного Казахстана (по материалам могильника Туйетас и Аян). // Великая Степь: история и культура. Том 3. Мир древних тюрков. Каталог выставки. – Нур-Султан, 2019.
9 Хасенова Б.М. Кимакский каганат: красота в металле. // Великая Степь: история и культура. Том 3. Мир древних тюрков. Каталог выставки. – Нур-Султан, 2019.
10 Чечушков И.В.Колесницы евразийских степей эпохи бронзы. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2011. № 2 (15).
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА МОНГОЛОВ В XIII-XIV ВВ.
Туяков А.
Научный руководитель: к.и.н., доцент Бекмагамбетова М.Ж.
КРУ имени А. Байтурсынова, Педагогический институт имени У. Султангазина [email protected]
Для науки и образования Казахстана в данный момент существует ряд глубоких проблем, связанных с древней и средневековой историей. Острая нехватка источников информации, низкий уровень популярности некоторых тем у исследователей, изучение с