• Ешқандай Нәтиже Табылған Жоқ

Просмотр «Обзор ретроспективы сценографических решений образа Абая Кунанбаева»

N/A
N/A
Protected

Academic year: 2022

Share "Просмотр «Обзор ретроспективы сценографических решений образа Абая Кунанбаева»"

Copied!
16
0
0

Толық мәтін

(1)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 69

Айдана Жылкаманова1, Меруерт Жангужинова1

1 Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы, Казахстан) CSCSTI 18.45.07

UDC 792.028.4(–59.1) DOI 10.47940/cajas.v6i1.325

ART STUDIES

Аннотация. В данной статье рассматривается теоретический обзор сценографических решений образа Абая Кунанбаева в ретроспективе театральных постановок. В исследовании создания образа Абая Кунанбаева раскрываются литературное наследие, литературный образ, изобразительный образ, театральный образ. Приведен анализ создания костюмного образа на основе исследования театральных постановок в театрах Казахстана: Государственном театре оперы и балета «Астана Опера» (г. Нур-Султан), Казахском государственном академическом театре драмы имени М. О. Ауэзова (г. Алматы), Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая (г. Алматы), Государственном академическом казахском музыкально-драматическом театре имени К. Куанышбаева (Нур-Султан), Казахском драматическом театре имени С. Сейфуллина (г. Караганда).

Проанализирован, обоснован и составлен семиотический образ персонажа Абая Кунанбаева в театральных постановках Казахстана.

Статья посвящена обращению к культурному наследию А. Кунанбаева в связи

с празднованием 175-летия со дня рождения. Статья раскрывает методические подходы создания образного решения костюмного оформления Абая Кунанбаева в театральных постановках.

Проблемой исследования является формирование образа Абая Кунанбаева в сценографии театрального костюма.

Актуальность темы связана с обращением к культурному наследию А. Кунанбаева

в связи с празднованием 175-летия со дня рождения и привлечением пристального внимания Президента РК в его ежегодном Послании народу Казахстана (от 1 сентября 2020 г.) в рамках Государственной программы «Рухани Жанғыру».

Целью исследования является проведение ретроспективного анализа образных решений А. Кунанбаева в театральных постановках.

Задача исследования – выявить характерные особенности образного решения Абая в сценографии театра через методологические приемы и интерпретацию сценографии в костюмированном оформлении образа Абая Кунанбаева в театре. Новизна исследования заключается в систематизации методических подходов создания образа Абая средствами костюмного оформления в театре.

ОБЗОР

РЕТРОСПЕКТИВЫ СЦЕНОГРАФИ-

ЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ОБРАЗА АБАЯ

КУНАНБАЕВА

(2)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 70

Введение

В

нутренний и внешний мир поэта- мыслителя Абая Кунанбаева нашел отражение в многочисленных литературных, изобразительных, театральных постановках и кинопроектах. Авторами этих шедевров являются выдающиеся

деятели культуры и искусства Казахстана и зарубежья. Именно благодаря их высокохудожественному творчеству великий поэт предстает перед нами в своей духовной возвышенности и мудрости.

Основы научно-теоретических исследований составляют: литературное наследие (авторские произведения Абая Кунанбаева), литературный образ Абая, научные исследования по теме создания образа Абая (диссертации, статьи, учебники, книги, научные исследования, материалы конференций).

Методы

Обзорно-теоретическое исследование на основе методических подходов создания образа Абая средствами костюмного оформления в театре содержит: культурологический,

исторический, диалектический, проектно- компаративный, фактологический, семиотического анализа,

сценографического анализа.

Основу исследования

по формированию сценографических решений образа Абая Кунанбаева составляют: литературное наследие, литературный образ, изобразительный образ, образ Абая в театральных

постановках, образ Абая в кинопроектах,

научные исследования по теме создания образа Абая.

Результаты

Теоретическое исследование

методологических основ: литературного наследия, литературного образа, изобразительного образа, образа Абая в театральных постановках, образа Абая в кинопроектах, научных исследований по теме создания образа Абая – позволило определить последовательность изучения ретроспективы сценографических решений образа Абая Кунанбаева

в казахстанских театрах.

Рассмотрение в исследовании театральных образов Абая Кунанбаева на разных этапах жизни позволяет проследить формирование различных решений образа через костюмное оформление спектакля, в частности, главного персонажа – Абая Кунанбаева.

Результатами обзорно-теоретического исследования является определение приемов художественной визуализации образа, выявление художественно- визуальных средств, методических подходов создания образа Абая средствами костюмного оформления в театре для формулирования

рекомендаций и перспектив

по исследуемой теме в решении образа Абая Кунанбаева средствами костюмного оформления в театре. Обзорно-

теоретическое исследование позволит применить полученный опыт

в методических подходах костюмного оформления в постановке «Абай»

в Актюбинском областном драматическом театре им. Т. Ахтанова. Ниже представлено обзорно-теоретическое исследование

Ключевые слова: Абай Кунанбаев, сценография, образ Абая, театральные постановки, 175-летие Абая, костюмное оформление образа Абая Кунанбаева.

Для цитирования: Жылкаманова, А. А., Жангужинова, М. Е. Обзор ретроспективы

сценографических решений образа Абая Кунанбаева. Central Asian Journal of Art Studies, 2021, 6(1), 69–84. https://doi.org/10.47940/cajas.v6i1.325

(3)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 71

ретроспективы сценографических решений образа Абая Кунанбаева в казахстанских театрах.

Спектакль «Жас Абай» (драма) был представлен в Казахском драматическом театре имени С. Сейфуллина в городе Караганде в 2020 году. Режиссер – Н. Жұманиязов, художник по костюмам – Е. Тұяков. (Рисунок 1)

Рисунок 1. Спектакль «Жас Абай» (драма).

Режиссер – Н. Жұманиязов, художник по костюмам – Е. Тұяқов.

Казахский драматический театр имени С. Сейфуллина. Караганда, 2020 год

Обзорно-теоретическое исследование драматической постановки «Жас Абай»

средствами костюмного оформления спектакля позволило выявить аспекты сценографических решений образа:

социальный статус – ученик медресе, только женился, молодой парень, веселый, жизнерадостный, в возрасте молодого мужчины до 25 лет. Вклад в культурно-историческое наследие:

начало его профессиональной

литературной деятельности, создание новых форм – шести- и восьмистиший.

Поэт был неравнодушен к проблемам современного ему казахского общества.

Для создания сценического образа в спектакле «Жас Абай» были

применены приемы художественной визуализации образа: комбинаторика, эклектика, определения которых будут рассмотрены ниже:

«Комбинаторика является приемом нахождения различных соединений (комбинаций фактур, цветов, материалов,

пропорций), размещений из данных элементов в определенном порядке.

Комбинаторика в сценографическом искусстве, в частности, в построении композиции костюма – это метод сочетания, расположения и

упорядочивания селеционирования тканей» [1, c. 12].

«Эклектика, также эклектизм – это смешение, соединение разнородных стилей, цветовых сочетаний и фактур» [1, c. 12].

Художественно-визуальными средствами костюмного оформления спектакля «Жас Абай» является выбор цветовой гаммы. Использовались синий, серый, черный, белый цвета. А также конфекционирование фактур и видов тканей, таких как костюмная ткань, шерсть, бархат, сатин.

В казахской культуре семантика цвета, в частности, синего, символизирует спокойствие и единство, достаток жизни.

«Синий цвет – это эквивалент слову создателя, поэтому данный цвет означает прочность, победу, возвышенность духа, превосходство. Белый цвет в казахской культуре означает человечность, невинность, благие намерения»

[2, c. 22]. Противоположным белому считается черный цвет. «Черный цвет означает не только темноту,

пронизывающий холод, густой, большой, сильный, свирепый, множество,

заурядность, неизвестность, но и трудность, тяжелые переживания, бедность» [2, c. 45].

Спектакль «Абай» (трагедия) был представлен в Государственном академическом казахском музыкально- драматическом театре имени

К. Куанышбаева в городе Нур-Султане в 2017 году. Режиссер – А. Оразбеков, художник – Д. Доспаев. (Рисунок 2)

Обзорно-теоретическое исследование драматической постановки «Абай»

средствами костюмного оформления спектакля позволило выявить аспекты сценографических решений образа:

социальный статус – состоявшийся

(4)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 72

Рисунок 2. Спектакль

«Абай» (трагедия).

Режиссер – А. Оразбеков, художник – Д. Доспаев.

Государственный академический казахский музыкально-

драматический театр имени К. Куанышбаева.

Нур-Султан, 2017 год

общественный деятель, поэт-просветитель, среднего возраста. Вклад в культурно- историческое наследие: основоположник современной письменной казахской литературы и её первый классик.

Для создания сценического образа в спектакле «Абай» были применены приемы художественной визуализации образа: гармонизация, центрирование.

«Гармонизация – это равновесие, композиционная симметрия всех визуальных и художественных составляющих костюма персонажа, являющаяся информационным феноменом» [3, c. 34].

«Центрирование – это фокусировка и подчинение всех элементов

на композиционном центре композиции»

[4, c. 52].

Для костюмного оформления спектакля «Абай» художественно- визуальными средствами явился выбор цветовой гаммы. Использовались такие цвета, как черный, коричневый, белый.

А также конфекционирование фактур и видов тканей: бархата, сатина, шерсти.

«В казахской культуре коричневый цвет – это знак жизненной стабильности, тепла, безопасности» [5, c. 47]. «Белый цвет в казахской культуре означает справедливость, истину, доброту, достаток, святость, и данный цвет известен как благородный, достойный, приятный и теплый цвет» [5, c. 23].

«Противоположным белому считается черный цвет. Некоторые ученые рассматривают имена, связанные с черным цветом, разделив их на 6 групп

признаков: 1) зла; 2) злодеяний,

жестокости; 3) первичности; 4) святости, благородности; 5) простоты; 6) печали и уныния» [5, c. 45].

Спектакль «Абай» (трагедия) был представлен в Казахском

государственном академическом театре драмы имени М. О. Ауэзова в Алматы в 2010 году. Режиссер – Е. Обаев, художник по костюмам – Е. Тұяков.

(Рисунок 3).

Рисунок 3. Спектакль «Абай» (трагедия).

Режиссер – Е. Обаев, художник по костюмам – Е. Тұяков. Казахский государственный академический театр драмы имени М. О. Ауэзова.

Алматы, 2010 год

Обзорно-теоретическое исследование трагедии «Абай» средствами костюмного оформления спектакля позволило выявить аспекты сценографических решений образа: социальный статус общественного деятеля, просветителя, уравновешенного, сдержанного, умного, средних лет.

Его вкладом в культурно-историческое наследие являются инновации в области культуры и науки, взаимодействие с русской и европейской культурами.

(5)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 73

Для создания сценического образа в спектакле «Абай» были применены приемы художественной визуализации образа: масштабирование, контраст.

«Масштабирование означает адаптацию к измененным размерам, применяется в видах театральных и визуальных искусств с целью передачи образа в увеличенном от реальных размеров масштабе» [6, c. 27].

В сценографии сценического костюма в театре прием масштабирования позволяет выделить ключевой замысел художника по костюму, отодвигая на второй план детализацию.

«Контраст – это художественный приём во многих видах искусства,

основывающийся на противопоставлении, разнице, противоположности отдельных частей и характеристик изображения для усиления выразительности произведения в целом» [7, c. 37].

Художественно-визуальными средствами костюмного оформления спектакля «Абай» является выбор цветовой гаммы. Это цвета белый и черный. А также конфекционирование фактур и видов тканей: шерсти, бархата.

Наиболее сложные отношения в семантике цвета в казахской культуре являются сочетания белого и черного цветов. Эти понятия вошли глубоко в сознание и язык народа. Прежде всего, «цветообозначения белый и черный в познавательном понимании казахского народа применялись для разграничения хорошего и плохого»

[8, c. 47]. Если «белый цвет – знак благородных качеств, то черный цвет – знак негативного, плохого:

стал черней земли» [5, c. 47]. «Белый цвет до сегодняшнего дня в казахском языке – символ благополучия,

позитива, чистоты» [5, c. 12]. «Черный цвет, символ страдания, казахский народ использовал как для преувеличения плохого, негативного, так и для гиперболизации хорошего, позитивного» [6, c. 27].

Опера «Абай» была представлена в Казахском государственном

академическом театре оперы и балета имени Абая в Алматы в 2014 году.

Режиссер – Андреа Чиньи (Италия), художник по костюмам – Симона Моррези (Италия). (Рисунок 4)

Рисунок 4. Опера «Абай».

Режиссер – Андреа Чиньи (Италия), художник по костюмам – Симона Моррези (Италия).

Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая. Алматы, 2014 год

Обзорно-теоретическое исследование оперы «Абай» средствами костюмного оформления спектакля позволило выявить аспекты сценографических решений образа: социальный статус – композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, образованный, уравновешенный, в зрелом возрасте. Его вклад в культурно- историческое наследие: родоначальник новой казахской реалистической литературы. Первым начал переводить на родной язык произведения классиков русской и мировой литературы.

Для создания сценического образа в спектакле «Абай» были применены приемы художественной визуализации образа: имитация, ассоциативность.

«Имитация (от лат. imitatio –

«подражание») – подражание (стилю, видам искусства, цветовой палитре и фактурам материалов и т. д.);

уподобление кому- или чему-либо, воспроизведение, повторение, копирование» [9, c. 27].

«Ассоциативность – способ достижения художественной выразительности, основанный

(6)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 74

на выявлении связи чувственных образов, возникающих в процессе непосредственного отражения

действительности, с представлениями, хранящимися в памяти или

закрепленными в культурно- историческом опыте человеческой жизнедеятельности» [10, c. 57].

Для художественно-визуальных средств костюмного оформления спектакля «Абай» является выбор цветовой гаммы: бежевый, белый, черный. А также конфекционирование фактур и видов тканей: батиста, трикотажа, бархата.

«Согласно смысловому значению цвета в казахской культуре белый цвет символизирует гуманизм, просветление, человечность, благие намерения,

справедливость, истину, доброту,

и данный цвет известен как благородный, достойный, приятный и теплый цвет»

[2, c. 22]. Часто встречающийся

в казахском быту бежевый цвет (сарғыш) является символом повседневных

забот, простого уклада жизни,

теплого очага и быта. Бежевый – это натуральный, необработанный цвет овечьей, верблюжьей шерсти, цвет быта кочевников. «Противоположным является черный цвет, который означает не только темноту, пронизывающий холод, но и трудность, тяжелые переживания, скорбь» [2, c. 22].

Опера «Абай» была представлена в Государственном театре оперы и балета

«Астана Опера» в Нур-Султане в 2015 году. Режиссер – Джанкарло дель Монако (Италия), художник по костюмам – Франка Скуарчапино (Италия). (Рисунок 5)

Обзорно-теоретическое исследование оперы «Абай» средствами костюмного оформления спектакля позволило выявить аспекты сценографических решений образа: социальный статус – композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, в пожилом возрасте. Его вклад в культурно-

Рисунок 5. Опера «Абай».

Режиссер – Джанкарло дель Монако (Италия), художник по костюмам – Франка Скуарчапино (Италия). Государственный театр оперы и балета

«Астана Опера». Нур-Султан, 2015 год

историческое наследие: является основоположником казахской письменной литературы и её первым классиком, реформатором культуры в духе сближения с европейской культурой на основе просвещённого ислама.

Для создания сценического образа в спектакле «Абай» был применен прием художественной визуализации образа – детализация.

«Детализация – позволяет повысить художественность, аттрактивность и зрелищность анимационных

постановок в театре и кино, приблизить их к произведениям изобразительного искусства, наполняя сценическое пространство знаками и символами, которые открывают все новые и новые возможности для их дешифровки на основе замысла режиссера и художника по костюму» [11, c. 37].

Художественно-визуальными средствами костюмного оформления спектакля «Абай» является выбор

цветовой гаммы: серый, бежевый. А также конфекционирование фактур и видов тканей: бархат, подкладочная ткань.

«Большое значение в казахской культуре имеет бежевый цвет

(сарғыш) – в казахском быту означает естественность, простоту, цвет быта кочевников» [3, c. 32].

«Серый цвет – это золотая середина между черным и белым, нейтральный

(7)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 75

цвет для людей среднего и пожилого возраста» [12, c. 18].

Спектакль «Абайдың жұмбағы»

(драма) был представлен в Казахском государственном академическом театре драмы имени М. О. Ауэзова в Алматы в 2020 году. Режиссер – А. Оспанбаева, художник – М. Сапаров. (Рисунок 6)

Рисунок 6. Спектакль «Абайдың жұмбағы»

(драма). Режиссер – А. Оспанбаева, художник – М. Сапаров.

Казахский государственный академический театр драмы имени М. О. Ауэзова. Алматы, 2020 год

Обзорно-теоретическое исследование драмы «Абайдың жұмбағы» средствами костюмного оформления спектакля позволило выявить в сценографических решениях образа социальный статус главного героя – просветитель, учитель, патриот, общественный деятель,

в пожилом возрасте. Он внес огромный вклад в культурно-историческое

и литературное наследие казахского народа.

Для создания сценического образа в спектакле «Абайдың жұмбағы»

был применен прием художественной визуализации образа – простота.

«Простота – это композиционный прием, позволяющий зрителю

воспринимать объект доступными визуальными средствами, формами, методами» [13, c. 66].

Художественно-визуальными средствами костюмного оформления спектакля «Абайдың жұмбағы» является выбор цветовой гаммы: коричневый, белый. А также конфекционирование фактур и видов тканей: сочетание белой

хлопчатобумажной ткани с коричневым бархатом.

«Коричневый цвет в казахском быту означает уравновешенность, порядочность, ассоциирующиеся с ежедневными заботами, поздней осенью, благодатью» [3, c. 32].

«Белый цвет в казахской культуре означает просветление и известен как благородный, достойный, теплый цвет»

[3, c. 32].

В результате проведенного

обзорно-теоретического исследования ретроспективы сценографических решений образа Абая Кунанбаева были выявлены методические подходы создания образа Абая средствами костюмного оформления в театре:

– «культурологический подход, в котором теоретически изучена культурная модель личности на основе созданных ценностей в контексте её культурологического существования, на основе аксиологии – учении

о ценностях и ценностной структуре мира, сквозь призму понятия культуры»

[14, c. 16];

– «исторический подход, в котором проанализированы различные

биографические и исторические явления в процессах развития личности

и изменения внешнего облика персонажа в сценическом костюме. Раскрыта

методология технологических

и художественных принципов, методов»

[15, c. 10];

– «диалектический подход,

который отражает рефлексию логико- философского мышления по внешним признакам сценического персонажа в меняющихся процессах на различных жизненных этапах» [16, c. 8, 17, 25];

– «проектно-компаративный подход – сравнительный подход проектов,

осуществляющий сравнительно-

исторический анализ постановок в театре и кино, выполняет междисциплинарную функцию сохранения идентичности.

Анализ разных культур или конкретных

(8)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 76

областей культуры в определенном временном интервале позволяет выявить общие, универсальные принципы

и установки, найти различия, самобытность рассматриваемых традиций» [18, с. 36];

– «фактологический подход – на основе методологии селекции фактов, выявления теоретических основ, принципов и методов изучения, анализа, описания сценографических фактов и их систематизации. Фактология осуществляет комплекс приемов,

позволяющих осуществлять поиск, распознавание, отбор, добывание фактов, интерпретацию, а также оперирование фактами» [19, с. 86];

– «подход семиотического анализа – на основе исследования теории

знаков и знаковых систем, выделение условных знаков с немотивированным отношением плана содержания,

изобразительных (иконических) знаков с установленной системой связей между культурологическими объектами.

Применение семиотического анализа позволяет проследить механизм

формирования исторической реальности и понять смысл событий прошлого для современности» [20, с. 105];

– «подход сценографического анализа – это сравнительный анализ разных сценографических решений с целью выявления в них неких общих, универсальных принципов и установок, а также с целью нахождения различий и инноваций, свидетельствующих о самобытности рассматриваемых традиций, тенденций, концепций.

Работа режиссера с художником над пространственным решением массового действа начинается с выражения

единого смысла и сверхзадачи будущего представления» [21, c. 23].

Дискуссия

В драматической постановке «Жас Абай» сценический образ через костюм

был передан на основе молодости Абая, когда он еще в расцвете сил, неопытный, наивный, юный и светлый персонаж.

В трагедии «Абай» сценический образ через костюм был представлен на основе середины лет его жизни, создан образ крупной, колоритной личности с его личными качествами человечности, целеустремленности.

В трагедии «Абай», представленной в КГАТД им. М. О. Ауэзова, сценический образ через костюм был передан

на основе светлого образа ученого, мыслителя, человека, несущего светлые идеалы и моральные ценности.

В опере «Абай» передача сценического образа через костюм была обусловлена его любовью к учебе и знаниям для просветления невежественных людей.

В опере «Абай» (Государственный театр оперы и балета «Астана Опера») передача сценического образа через костюм опирается на качества умудренного жизненным опытом человека, способного принимать взвешенные решения в жизни.

В драме «Абайдың жұмбағы»

передача сценического образа через костюм основана на моментах его жизни, где он в поиске чего-то нового, возможно, в поиске себя.

Заключение

В результате проведенного обзорно- теоретического исследования ретроспективы сценографических решений образа Абая Кунанбаева были выявлены аспекты сценографических решений образа, приемы художественной визуализации образа, художественно- визуальные средства, методические подходы создания образа Абая средствами костюмного оформления в театре, сформулированы рекомендации и перспективы по исследуемой теме в решении образа Абая Кунанбаева средствами костюмного оформления в театре.

(9)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 77

В результате проведенного

обзорно-теоретического исследования ретроспективы сценографических решений образа Абая Кунанбаева были выявлены методологические основы исследования, включающие литературное наследие (авторские произведения Абая Кунанбаева), литературный образ Абая,

изобразительный образ Абая, образ Абая в театральных постановках, образ Абая в кинопроектах, научные исследования по теме создания образа Абая.

Проведен обзорно-сравнительный анализ театральных постановок в различных театрах Казахстана.

В результате теоретического

исследования были выявлены аспекты сценографических решений образа, включающие ассортимент комплектов одежды, технические характеристики моделей костюмов (крой, виды тканей, цветовую палитру), социальный статус, возраст, вклад в культурно-историческое наследие.

Для создания сценического образа в спектаклях были использованы приемы художественной визуализации образа: комбинаторика, гармонизация, центрирование, контраст, эклектика, масштабирование, имитация,

детализация, ассоциативность, простота.

Художественно-визуальными средствами костюмного оформления спектаклей являются:

• выбор цветовой гаммы в соответствии с семантикой цвета в казахской культуре;

• конфекционирование фактур и видов тканей.

Методические подходы создания образа Абая средствами костюмного оформления в театре основаны

на культурологическом, историческом, диалектическом, проектно-

компаративном, фактологическом, семиотическом, сценографическом анализе.

Рекомендации и перспективы по исследуемой теме в решении образа Абая Кунанбаева средствами костюмного оформления в театре – сохранять и популяризировать:

• казахскую национальную, культурную, историческую идентичность;

• содержательный аспект личности Абая;

• творческий поиск многообразных решений;

• инновационные подходы;

• значение для культурного наследия Казахстана.

Авторлардың үлесі

А. А. Жылкаманова – жобаның орындаушысы болып табылады, зерттеу жүргізді, оның әдістемелік компонентін әзірледі, мәтіннің зерттеу бөлігін дайындады және пысықтады; тұжырымдар жасады және қорытындылады, ғылыми әдебиеттерге талдау жасады, әдеби шолуды дайындады.

М. Е. Жангужинова – зерттеу тұжырымдамасын әзірлеу мен қалыптастыруды, зерттеу мәселелерлін тұжырымдауды, қорытындыны қорытындылауды; мәтінге сыни талдау жасап және қайта пысықтады.

(10)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 78

Вклад авторов

А. А. Жылкаманова – является исполнителем проекта, осуществила проведение исследования, разработку его методологической составляющей, подготовку и доработку исследовательской части текста; были сформированы и

сформулированы выводы, проведен анализ научной литературы, подготовлен литературный обзор.

М. Е. Жангужинова – выполнила разработку и формирование концепции исследования, постановку проблемы исследования, концептуализацию выводов;

проведены критический анализ и доработка текста.

Contribution of authors

A. A. Zhylkamanova – research; development of the methodological component of the research; preparation and revision of the research part of the text; formation of conclusions; performer of the project, analysis of scientific literature; preparation of a literary review; preparation and revision of the research part of the text; executor of the project.

M. Ye. Zhanguzhinova – development and formation of the research concept;

statement of the research problem; conceptualization of findings; development and formation of the research concept; critical analysis and revision of the text;

conceptualization of findings.

Список источников

1. Осминская, Н. А. Математика и метафизика в «Диссертации о

комбинаторном искусстве» Г. В. Лейбница // Вопросы философии. – 2011. –

№ 2. – С. 153–154.

2. Кононов, А. Н. О семантике слов «ақ» и «қара» в тюркской географической терминологии // Известия АН Таджикской ССР. Отд. общ. наук. – Вып. V. – 1954. – С. 81–86. Кононов, А. Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник. – Москва: Наука, 1975. – С. 145–153.

3. Артемьев, Т. М. Биоэстетическая и идеалистическая теории красоты //

Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – Том 7. – 2018. – С. 12–18.

4. Кононов, А. Н. О семантике слов «ақ» и «қара» в тюркской географической терминологии // Известия АН Таджикской ССР. Отд. общ. наук. – Вып. V. – 1954. – С. 81–86.

5. Жанабаева, Е. Символика и семантика цвета в казахской культуре //

Вестник. – 2012. – Июль–август. – С. 60–67.

6. Осокина, П. Что такое масштабирование? // Chip. – URL: https://ichip.ru/

sovety/chto–delat–esli–antivirus–ne–daet–otkryt–veb–kameru–270912.

Дата публикации: 02.07.2018. – Текст: электронный.

О БЗО Р Р ЕТ РО С П Е КТ И В Ы С Ц Е Н О Г РАФ И Ч ЕС К И Х Р Е Ш Е Н И Й О Б РА ЗА А БАЯ КУ Н А Н БА Е ВА

(11)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 79

7. Крюкова, Е. Контраст // Jotto. – URL: https://jotto8.ru/hudozhestvennye–

terminy/kontrast. Дата публикации: 17.12.2018. – Текст: электронный.

8. Хайдаров, А. Т. Умирбеков, Б. Ахтамбердиева, З. Т. Цвета, полные тайн. – Алматы: Казахстан, 1986. – 95 с.

9. Любимов, М. Искусство Древнего мира. – Издание 2-е, доп. – Москва:

Мысль, 2014. – 553 с.

10. Кайдар, А. Актуальные вопросы казахского языка. – Алматы: Ана тілі, 1998. – 304 с.

11. Минакова, А. В. Детализация художественного оформления спектаклей театра анимации // Jotto. – URL: https://jotto8.ru/hudozhestvennye–terminy/

kontrast. Дата публикации: 7.10.2017. – Текст: электронный.

12. Лауланбекова, Р. Т. Цветовое обозначение в сложных номинациях (на примере имен прилагательных и существительных): автореф. канд. дис. – Алматы, 2010. – 29 с.

13. Кульпина, В. Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания: автореф. дис. д. филол. наук.

– Москва, 2002. – 49 с.

14. Гессен, С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – Москва: Юрайт, 1995. – 135 с.

15. Ушаков, Е. В. Философия и методология науки: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – Москва: Юрайт, 2017. – 392 с.

16. Михайлов, Ф. Т., Керимов, Т. X. Диалектика. Гуманитарная энциклопедия:

Концепты. – Центр гуманитарных технологий. – 2019. – 89 с.

17. Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие. – Екатеринбург: УрФУ, 2012. – 818 с.

18. Кукьян, В. Н., Краузе, А. А. Гуманитарные и общественные науки // Вестник.

– 2014. – 5 марта. – С. 103.

19. Рузавин, Г. А. Методология научного исследования: учебное пособие для вузов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 226 с.

20. Бредихина, Н. В. Семиотический метод исследования исторической реальности // Вестник. – 2008. – 17 августа. – С. 2.

21. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра. Том 1. От истоков до середины XX века. – Москва: ЛКИ, 2011.– 285 с.

О БЗО Р Р ЕТ РО С П Е КТ И В Ы С Ц Е Н О Г РАФ И Ч ЕС К И Х Р Е Ш Е Н И Й О Б РА ЗА А БАЯ КУ Н А Н БА Е ВА

(12)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 80

References

1. Osminskaya, N. A. “Matematika i metafizika v ‘Dissertatsii o kombinatornom iskusstve’ G. V. Leybnitsa” [Mathematics and Metaphysics in “Thesis on the Combinatorial Art” by G. W. Leibniz], Voprosy filosofii [Issues of Philosophy]

magazine, 2011, No. 2, pp. 153–154.

2. Kononov, A. N. “O semantike slov ‘ak’ i ‘kara’ v tyurkskoy geograficheskoy terminologii” [On the semantics of the words ‘ak’ and ‘kara’ in the Turkic geographical terminology], Proceedings of the Tajik SSR Academy of Science, General Science Department, No. 5, 1954, pp. 81–86.

3. Kononov, A. N. “Semantika tsvetooboznacheniy v tyurkskikh yazykakh”

[Semantics of color designations in Turkic languages], Turkological collection.

Moscow, 1975, pp. 145–153.

4. Artem'yev, T. M. “Bioesteticheskaya i idealisticheskaya teorii krasoty”

[Bioaesthetic and idealistic theories of beauty], Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and reflection: philosophy about the world and human], Vol. 7, 2018, pp. 12–18.

5. Zhanabayeva, Ye. “Simvolika i semantika tsveta v kazakhskoy kul’ture” [Symbolism and semantics of color in Kazakh culture], Vestnik, 2012, July–August, pp. 60–67.

6. Osokina, P. “Chto takoye masshtabirovaniye?” [What is scaling?], Chip. – URL: https://ichip.ru/sovety/chto-takoe-masshtabirovanie-276372 (date of publication: 02.07.2018).

7. Kryukova, Ye. “Kontrast” [Contrast], Jotto. – URL: https://jotto8.ru/

hudozhestvennye–terminy/kontrast (date of publication: 17.12.2018).

8. Khaydarov, A. T. Umirbekov, B., Akhtamberdiyeva, Z. T. Tsveta, polnyye tayn [Colors full of secrets]. Almaty: Kazakhstan Publ., 1986, 95 p.

9. Lyubimov, M. Iskusstvo Drevnego mira. Izdaniye 2-ye, dopolnennoye [Art of the Ancient World. 2nd Edition, Revised]. Moskow: Mysl’ Publ., 2014, 553 p.

10. Kaydar, A. Aktual’nyye voprosy kazakhskogo yazyka [Topical issues of the Kazakh language]. Almaty, 1998, 304 p.

11. Minakova, A. V. “Detalizatsiya khudozhestvennogo oformleniya spektakley teatra animatsii” [Specification of performance setting of animation theatre], CyberLeninka. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detalizatsiya- hudozhestvennogo-oformleniya-spektakley-teatra-animatsii

12. Laulanbekova, R. T. “Tsvetovoye oboznacheniye v slozhnykh nominatsiyakh (na primere imen prilagatel’nykh i sushchestvitel’nykh)” [Color coding in complex nominations (using the example of adjectives and nouns], Abstract from candidate thesis. Almaty, 2010, 29 p.

13. Kul’pina, V. G. “Teoreticheskiye aspekty lingvistiki tsveta kak nauchnogo napravleniya sopostavitel’nogo yazykoznaniya” [Theoretical aspects of color linguistics as a scientific direction of comparative linguistics], Abstract from thesis on philology. Moscow, 2002, 49 p.

14. Gessen, S. I. Osnovy pedagogiki: Vvedeniye v prikladnuyu filosofiyu [Foundations of Pedagogy: An Introduction to Applied Philosophy]. Moscow: Urait Publ., 1995, 135 p.

О БЗО Р Р ЕТ РО С П Е КТ И В Ы С Ц Е Н О Г РАФ И Ч ЕС К И Х Р Е Ш Е Н И Й О Б РА ЗА А БАЯ КУ Н А Н БА Е ВА

(13)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 81

15. Ushakov, Ye. V. Filosofiya i metodologiya nauki: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury [Philosophy and Methodology of Science:

Textbook and Practicum for undergraduates and graduates]. Moscow: Urait Publ., 2017, 392 p.

16. Mikhaylov, F. T., Kerimov, T. Kh. Dialektika. Gumanitarnaya entsiklopediya:

Kontsepty [Dialectics. Humanitarian encyclopedia: Concepts], Tsentr

gumanitarnykh tekhnologiy [Center for Humanitarian Technologies]. 2019, 89 p.

17. Komarova, Z. I. Metodologiya, metod, metodika i tekhnologiya nauchnykh issledovaniy v lingvistike: uchebnoye posobiye [Methodology, method, technique and technology of scientific research in linguistics: textbook]. Yekaterinburg: Ural Federal University Publ., 2012, 818 p.

18. Kuk’yan, V. N., Krauze, A. A. “Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki”

[Humanities and social sciences], Vestnik, March 5, 2014, 103 p.

19. Ruzavin, G. A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya: uchebnoye. posobiye dlya vuzov [Research methodology: textbook for universities]. Moscow: UNITY-DANA Publ., 1999, 226 p.

20. Bredikhina, N. V. “Semioticheskiy metod issledovaniya istoricheskoy real’nosti”

[Semiotic method for the study of historical reality], Vestnik, August 17, 2008, p. 2.

21. Berezkin, V. I. Iskusstvo stsenografii mirovogo teatra. Tom 1. Ot istokov do serediny XX veka [The art of scenography of the world theater. Volume 1. From the beginnings to the middle of the 20th century]. Moscow: LKI Publ., 2011, 285 p.

О БЗО Р Р ЕТ РО С П Е КТ И В Ы С Ц Е Н О Г РАФ И Ч ЕС К И Х Р Е Ш Е Н И Й О Б РА ЗА А БАЯ КУ Н А Н БА Е ВА

(14)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 82

Айдана Жылкаманова, Меруерт Жангужинова

Т. Қ. Жүргенов атындағы Қазақ ұлттық өнер академиясы (Алматы, Қазақстан)

АБАЙ ҚҰНАНБАЙҰЛЫ БЕЙНЕСІНІҢ СЦЕНОГРАФИЯЛЫҚ ШЕШІМДЕРІНІҢ РЕТРОСПЕКТИВТІ БЕЙНЕСІ

Аңдатпа. Берілген мақалада театр қойылымдарының ретроспективасындағы Абай

Құнанбайұлының бейнесінің сценографиялық шешімдеріне теориялық шолу қарастырылады.

Абай Құнанбайұлының бейнесін жасауды зерттеуде әдеби мұра, әдеби бейне, көрнекі бейне, театрлық бейне ашылады. Қазақстан театрларында: Астана Балет театры (Нұрсұлтан қ.), М. О. Әуезов атындағы Қазақ мемлекеттік академиялық драма театры (Алматы қ.), Абай атындағы Қазақ Мемлекеттік академиялық опера және балет театры (Алматы қ.),

Абай атындағы Мемлекеттік Қазақ Музыкалық-Драма Театры (Семей қ.), С. Сейфуллин атындағы Қазақ драма театрында (Қарағанды қ.) театр қойылымдарын зерттеу негізінде костюм бейнесін жасауға талдау жасалды.

Қазақстанның театр қойылымдарындағы Абай Құнанбайұлы кейіпкерінің семиотикалық бейнесі талданды, негізделді және құрастырылды.

Мақала А. Құнанбаевтың туғанына 175 жыл толуына байланысты мәдени мұраға арналған.

Мақалада Абай Құнанбаевтың театрлық қойылымдардағы костюмдік безендірудің бейнелі шешімін жасаудың әдістемелік тәсілдері ашылады.

Зерттеу мәселесі театр костюмінің сценографиясында Абай Құнанбаевтың бейнесін қалыптастыру болып табылады.

Өзектілігі: Рухани жаңғыру мемлекеттік бағдарламасы аясында А. Құнанбайұлының мәдени мұрасына оның туғанына 175 жыл толуын мерекелеуге байланысты үндеу және Президенттің жыл сайынғы Қазақстан халқына Жолдауында (2020 жылғы 1 қыркүйектегі) ерекше назар аударуын қамтамасыз ету.

Мақсаты мен міндеттері – театр қойылымдарында А. Құнанбайұлының бейнелі шешімдеріне ретроспективті талдау жүргізу, театр сценографиясында Абайдың бейнелі шешімінің

ерекшеліктерін анықтау.

Жаңалығы: театрда костюмдік макет арқылы Абай бейнесін жасаудың әдістемелік тәсілдерін жүйелеу.

Тірек сөздер: Абай Құнанбайұлы, сценография, Абай бейнесі, театр қойылымдары, Абайдың 175 жылдығы, А. Құнанбайұлы бейнесін костюммен безендіру.

Дәйексөз үшін: Жылкаманова А. А., Жангужинова М. Е. Абай Құнанбайұлы бейнесінің сценографиялық шешімдерінің ретроспективті бейнесі. Central Asian Journal of Art Studies, 2021, 6(1), 69–84. https://doi.org/10.47940/cajas.v6i1.325

О БЗО Р Р ЕТ РО С П Е КТ И В Ы С Ц Е Н О Г РАФ И Ч ЕС К И Х Р Е Ш Е Н И Й О Б РА ЗА А БАЯ КУ Н А Н БА Е ВА

(15)

Central Asian Journal of Art Studies Volume 6. Issue 1. 2021 83

Aidana Zhylkamanova, Meruyert Zhanguzhinova

T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts (Almaty, Kazakhstan)

REVIEW AND THEORETICAL STUDY OF RETROSPECTIVE SCENOGRAPHIC SOLUTIONS OF ABAI KUNANBAYEV IMAGE

Abstract. This article discusses a theoretical review of scenographic solutions for the image of Abai Kunanbayev in a retrospective of theatrical performances. The creation of the image of Abai Kunanbayev, the literary heritage, the literary image, the figurative image, and the theatrical image are revealed in the study. The analysis of the creation of a costume image based on the study of theatrical performances in the theaters of Kazakhstan is given: Astana Ballet Theater (Nursultan), M. O. Auezov Kazakh State Academic Drama Theater (Almaty), Abai Kazakh State Academic Opera and Ballet Theater (Almaty), Abai State Kazakh Music and Drama Theater (Semey), S. Seifullin Kazakh Drama Theater (Karaganda).

The semiotic image of the character of Abai Kunanbayev in theatrical performances of Kazakhstan is analyzed, substantiated and compiled.

The article is devoted to the appeal to the cultural heritage of A. Kunanbayev in connection with the celebration of the 175th anniversary of his birth. The article reveals the methodological approaches to creating a figurative solution for Abai Kunanbaev’s costume design in theatrical performances.

The problem of the research is the formation of the image of Abai Kunanbayev in the stage design of theatrical costume.

The relevance of the topic is the appeal to the cultural heritage of A. Kunanbayev in connection with the celebration of the 175th anniversary of his birth, and the attraction of the president’s close attention in his annual message to the people of Kazakhstan (dated September 1, 2020) within the framework of the state program Rouhani Zhangyru.

The purpose and task is to conduct a retrospective analysis of the figurative solutions of A. Kunanbaev in theatrical performances; to reveal the characteristic features of the figurative solution of Abai in the theater scenography.

The objective of the research is to reveal the features of the imaginative solution of Abai in the theater scenography through methodological techniques and interpretation of scenography in the costume design of the image of Abai Kunanbayev in the theater.

The novelty of the research is the systematization of methodological approaches to creating the image of Abai by means of costume design in the theater.

Keywords: Abai Kunanbayev, Scenography, image of Abai, theatrical performances, 175th anniversary of Abai, costume design of the image of A. Kunanbayev.

Cite: Zhylkamanova, A., Zhanguzhinova, M. (2021). “Review and theoretical study of retrospective scenographic solutions of Abai Kunanbayev image”, Central Asian Journal of Art Studies, 6(1), 69–84.

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i1.325

О БЗО Р Р ЕТ РО С П Е КТ И В Ы С Ц Е Н О Г РАФ И Ч ЕС К И Х Р Е Ш Е Н И Й О Б РА ЗА А БАЯ КУ Н А Н БА Е ВА

Ақпарат көздері

СӘЙКЕС КЕЛЕТІН ҚҰЖАТТАР

Изучение проблемы поиска и воплощения художественного образа всадника на коне, отражающего сакрально–мифологические аспекты традиционной кочевой

Additionally, to make the sympathetic link between the Armenian and Kazakh laments more apparent, the study emphasizes on the ideas shared by both Khorenatsi and Abai as evident

Климов, на основании рассмот- ренных профессиографических материа- лов, строит представление о структуре образа мира профессионала: дальнейший

Ценностный аспект критического мышления нам представляется весьма важным, тем более, что в отдельных вопросах проблемы нравственного вы- бора не всегда

На основе исследования определены основные направления и способы принятия сложных управленческих решений в условиях ограниченных

Таким образом, в результате проведенного нами исследования было установлено, что семантическая деривация является чрезвычайно интересным и

Науаи бұдан әрі Ескендірдің жаулаған, елдерін, бағындырған мемлекеттін жыр- лайды. Сөйтіп оны жеңімпаз қолбасшы, ұлы әмірші, дана билеуші деп танытады. Қазақ

Причинами для проведения мониторинга и влияния технологий являются определение фактической реализации рекомендации ОТЗ на практике