• Ешқандай Нәтиже Табылған Жоқ

СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА

In document Х А Б А Р Ш Ы С Ы (бет 195-200)

195 BULLETIN OF NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

ISSN 1991-3494

Volume 6, Number 358 (2015), 195 – 202 УДК 340.1; 321.01

FORMATION OF NEGATIVE PERCEPTION OF CORRUPTION

AS INDICATOR OF GROWTH OF LEGAL CULTURE

196

Останавливаясь на Индексе восприятия коррупции Transparency International, надо указать, что он позиционируется как сводный индикатор, рассчитываемый на основе статистических данных и информации, полученной из экспертных источников, предоставленных международными организациями. Все источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и экономическом секторах и включают оценку множества стран. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций.

При этом, несмотря на критику методик индексирования уровня коррупции, проводимых международными организациями, угроза со стороны этого социального порока для обеспечения развития государства в Республике Казахстан признается на официальном уровне. В частности, в Законе РК от 6 января 2012 года № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан», в статье 6, в пункте 1, к основным угрозам национальной безопасности также были отнесены

« … сращивание государственных органов с криминальными структурами..., коррупция...

способствующие снижению степени защищенности национальных интересов» [2]. В Отраслевой Программе по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011 - 2015 годы, также отмечается, что: «Коррупция представляет собой системную угрозу безопасности Казахстана, угрожающую стабильности государства и общества, и препятствует проводимым экономическим и социальным реформам, создавая негативный имидж Республике Казахстан на международной арене» [3].

В научной среде известно множество определений и трактовок понятия «коррупция». При этом не существует какого-то общего всеобъемлющего определения данного явления. Не случайно, во многих государствах, четкое юридическое определение коррупции не дается даже в соответствующих нормативных актах. Научные теории и взгляды отечественных и зарубежных специалистов на эту проблему существенно отличаются. Казахстанские правоведы трактуют коррупцию исключительно как общественно опасное правонарушение, ассоциируемое с общественно вредным виновным деянием, противоречащим законодательно закрепленным требованиям.

Достаточно развернутое юридическое определение этого порочного явления дает Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» – это не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ [4].

Некоторые исследователи причины возникновения коррупции ограничивают психологическими мотивами поведения индивида, например, такими как эгоизм, жадность, невозможность противостоять искушению в условиях распространения низких этических стандартов. Однако причины живучести этого недуга сложны и многообразны, они носят как морально-этический, так и институциональный характер.

Главными причинами коррупции являются политическая нестабильность в стране, неэффективные действия властных структур; несовершенное законодательство; экономический кризис; низкое правовое сознание народа; бездействие институтов гражданского общества;

отсутствие устоявшихся демократических традиций в обществе; слабая судебная система, непоследовательная в применении законодательства [5].

На настоящий момент принят ряд международных правовых документов по борьбе с коррупцией, таких как: рекомендация 32 Группы старших экспертов по транснациональной организованной преступности, одобренная Политической группой восьми государств в Лионе 29.06.1996 г., Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1996 г., приложение), Декларация ООН по борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (резолюция 51/191

197

Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1996 г., приложение), резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 28.01.1997 г. «Борьба с коррупцией», Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных государственных должностных лиц в международных коммерческих сделках от 21.11.1997 г., Конвенции об уголовно-правовой и гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятые Советом Европы в 1999 г., резолюция 54/128 Генеральной Ассамблеи ООН от 28.01.2000 г. «Меры против коррупции»;

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г.;

Конвенция ООН против коррупции, принятая 31.10.2003 г. [6].

В Республике Казахстан функционирует достаточно обширная нормативная база антикоррупционных мер, в том числе, направленных на ратификацию ряда вышеуказанных международных соглашений, а также принято значительное число законов и подзаконных актов, среди которых, такие, как: Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года;

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года; Уголовно- исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года; Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года; Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией»; Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О государственной службе»; Закон Республики Казахстан от 4 мая 2008 года «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»; Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»; Указ Президента Республики Казахстан от 20 апреля 2000 года № 377 »О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией»; Указ Президента Республики Казахстан от 2 апреля 2002 года № 839 «Об образовании Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией»; Указ Президента Республики Казахстан 14 апреля 2005 года № 1550 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц»; Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858 »О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года».

3 мая 2005 года принят Указ Президента РК № 1567 «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан», который должен был установить этические стандарты и границы поведения для государственных служащих.

ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, ЧТО В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ И

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ, 3 ИЮЛЯ 2014 ГОДА ПРЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПОДПИСАН ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА НОВОГО УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, В КОТОРОМ НОРМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ КОРРУПЦИОННЫХ И ИНЫХ УГОЛОВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ВЫДЕЛЯЮТСЯ В ОТДЕЛЬНУЮ ГЛАВУ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ.

Хотя большинство отечественных и зарубежных исследователей достаточно высоко оценивают содержащиеся в указанных нормативных актах антикоррупционные меры, результаты их применения демонстрируют, что правоприменительная практика зачастую не может полностью решить задачу противодействия коррупции. Основной причиной является несоответствие данных мер различным формам проявления коррупции и порождающих ее условий. Соответственно, успешность антикоррупционной деятельности зависит не только от возможности государства реализовывать имеющиеся у него возможности и использовать все антикоррупционные инструменты, но и «от фундаментальной реконструкции общественного и индивидуального сознания, изменения правил поведения как государственных и муниципальных служащих, так и всех граждан» [7].

Исходя из этого, формирование негативного восприятия общества к данному явлению и антикоррупционное просвещение населения должны являться неотъемлемой частью нравственного и гражданского воспитания, правовой культуры, осознания своих прав и обязанностей перед обществом.

198

Главнейшим элементом культуры человека выступает правосознание человека - представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Оно выражается в чувствах, представлениях, идеях, но не в материализованном виде. В этом аспекте интересен вопрос о механизме воздействия права на общественное сознание, общественные отношения. Для этого необходимо освоить такую категорию, как правовая культура, которая используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества рассматривают правовые феномены, описывают и приводят понятия ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе. «Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества» [8, С. 6].

Правовая культура включает в себя «специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)», законы и системы законодательств, судебную практику как результат правовой деятельности [9, С. 148]. По мнению профессора А.С. Ибраевой «Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества» [10].

Как элемент правовой культуры должна выступить культивируемая и поддерживаемая государством антикоррупционная культура. Это качество личности, включающее знания о пагубности коррупции для благосостояния и безопасности общества; это состояние индивида, который не просто не желает мириться с проявлениями коррупции, а стремится к устранению этого явления. Отсюда антикоррупционная культура - это определенные ценностные установки и способности, направленные на проявление активной гражданской позиции относительно коррупции.

Следовательно, антикоррупционная культура предполагает и наличие компетенций, необходимых для правообусловленного поведения:

умение распознавать коррупцию как социальное явление;

умение критически и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными проявлениями;

способность четко представлять себе, что такое борьба с коррупцией и использовать все возможности для снижения коррупционности в тех или иных сферах жизни и деятельности; это устойчивая мотивация к антикоррупционному поведению, что должно соответствовать нравственно-правовым нормам общества [11].

Исследование иностранного опыта формирования негативного восприятия коррупции обществом является одним из главных факторов противодействия данному явлению. Это позволяет определить образцовые средства и методы, дающие возможность создать обстановку нетерпимости к коррупции и повлиять на масштабы коррупционной преступности. Учет правоприменительной практики зарубежных стран позволяет выбрать правильные подходы в стратегии борьбы с коррупцией, избежав ошибок в организации и проведении антикоррупционной деятельности.

11.11. 2014 года на заседании Политического совета партии «Нұр Отан» была принята партийная Программа противодействия коррупции на 2015-2025 годы в своем выступллении Н.А.

Назарбаев отметил: "В новой программе особый акцент делается на формирование в обществе культуры неприятия коррупции и ее проявлений, также на сотрудничество с различными целевыми группами, с гражданским сектором, бизнес-сообществом, так как возникает необходимость сформировать качественно новый характер взаимоотношений государства, граждан и бизнеса, как равных и ответственных партнеров. В качестве механизма практической реализации программы на каждую пятилетку будет разрабатываться Дорожная карта противодействия коррупции и ежегодные планы мероприятий" [12].

С этой целью в Республике Казахстан проводится ряд мероприятий направленных, прежде всего, на создание механизма общественного контроля над деятельностью государственных

199

служащих и формирование атмосферы «нулевой терпимости» населения к коррупционным правонарушениям.

Необходимо отметить тот положительный факт, что казахстанское законодательство гарантирует государственную защиту лиц, сообщающих о случаях коррупции и оказывающих иные формы помощи в борьбе с коррупцией; информация о таких лицах составляет государственную тайну. В то же время существует риск злоупотреблений в применении ответственности лиц, сообщающих недостоверную информацию о коррупции, как предусмотрено в законе и Кодексе об административных правонарушениях, поскольку факты коррупции трудно доказать и сообщения о фактах коррупции могут быть рассмотрены как сообщение недостоверной информации.

23 августа 2012 года, правительство Казахстана приняло постановление № 1077 «Об утверждении Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией». С этой целью из государственного бюджета будет выделяться около 32 миллионов тенге ($213 000) ежегодно.

По заявлению Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью РК:

«Поощрение осуществляется в случае, если информация, предоставленная лицом, соответствует действительности, и в отношении виновного лица вступило в законную силу постановление суда о наложении административного взыскания, либо вступил в законную силу обвинительный приговор, либо вынесено постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям». Размеры единовременного денежного поощрения установлены в соответствии с тяжестью коррупционного правонарушения или преступления. Лицам, сообщившим информацию о коррупционных преступлениях, будут платить от 48,5 тысяч тенге ($322) до 161,8 тысяч тенге ($1075). При этом каждому гражданину, сообщившему о факте коррупционного нарушения, гарантируется конфиденциальность и защита государства.

Важнейшим фактором формирования в обществе атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупционной преступности, по нашему мнению, является культивирование антикоррупционного мировоззрения у подрастающего поколения. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину казахстанской молодежи.

Образование является одним из наиболее активных социальных секторов, в которых конкретные шаги реформирования системы могут оказать существенное влияние в области антикоррупционной профилактики. Эффективность борьбы с коррупцией во многом зависит от гражданской позиции, стремления общественности к сотрудничеству с правоохранительными органами. Желание людей сообщать о фактах коррупции и их поддержка «прозрачности» общества не было бы возможным без информирования и просвещения в микрорайонах, школах, колледжах и университетах.

Формирование подобно мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:

 дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;

 сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

 сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

 стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения [13, С. 9].

Особая проблема антикоррупционного образования - как избежать опасности, что эта программа превратится в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения.

Как и во всех остальных случаях, когда в школе стремятся прививать установки, противоречащие

«удобной» практике поведения, антикоррупционное воспитание требует от учителей мудрости, психологической проницательности и методического мастерства.

In document Х А Б А Р Ш Ы С Ы (бет 195-200)

СӘЙКЕС КЕЛЕТІН ҚҰЖАТТАР