ТАНЫМДЫҚ БҰЗЫЛУЛАРДЫҢ ҚАУІП ФАКТОРЛАРЫ, ГЕНДЕРЛІК ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ. ӘДЕБИЕТКЕ ШОЛУ
Рисунок 1. Факторы, ассоциируемые со снижением когнитивных функций. [24]
(Figure 1. Factors associated with cognitive decline). [24]
В большинстве случаев наличие или степень выраженности различных факторов риска и защиты и/или распространенности результатов ассоциируется с мужским полом. Мужчины в исследовании имели более высокий уровень заболеваемости ЛКН или деменции и отличались от женщин по большинству факторов исследования, включая более частые сердечные заболевания и диабет, но более низкий уровень холестерина. Эти результаты предполагают, что этиология снижения когнитивных функций может различаться у мужчин и женщин и меняться в течение жизни. По мере старения населения распространенность и социальное бремя когнитивных нарушений растут быстро, поэтому активная профилактика или даже лечение состояний, характерных для старения, могут значительно снизить степень развития когнитивных нарушений в масштабах всего населения. Возможно, будут иметь место вмешательства к определенным половозрастным группам. Чтобы установить, насколько это будет верно, необходимы дальнейшие исследования [24].
Распространенность и сердечно-сосудистые факторы риска деменции сильно различаются в
зависимости от пола. Поскольку в большинстве стран женщины живут дольше мужчин, неблагоприятное воздействие факторов риска может особенно сказаться на женщинах. В этом контексте лекарства могут иметь эффективность только для одного пола или иметь разную эффективность для мужчин и женщин. На самом деле, во многие исследования были включены пациенты как мужского, так и женского пола, но в большинстве исследований вопрос пола отдельно не рассматривается. Следовательно, в будущих клинических испытаниях новых терапевтических средств лечения БА, следует учитывать преднамеренное распределение по полу, и необходим адекватный размер выборки для тестирования терапевтической эффективности отдельно у мужчин и женщин. Кроме того, необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять влияние факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний на заболеваемость деменцией в зависимости от пола и изучить механизмы, лежащие в основе половых различий. Полученная информация поможет выработать новую стратегию разработки индивидуализированных препаратов для лечения и профилактики деменции [28].
Изучение степени, в которой ранняя патофизиология и снижение когнитивных функций зависят от пола, имеет решающее значение для понимания течения деменции при болезни Альцгеймера (БА) [26]. Эпидемиологические исследования предполагают более высокие показатели заболеваемости деменцией при БА в пожилом возрасте у женщин по сравнению с мужчинами [3], однако это не всегда подтверждается [12,16,31]. Неоднозначны исследования в отношении влияния пола на снижение когнитивных функций у условно здоровых клинически пожилых людей [6, 14]. Более резкое снижение отсроченного припоминания [21], IQ, работоспособности и исполнительной функции [29]
было зарегистрировано у женщин-носительниц аполипопротеина ε4 (APOEε4), однако это открытие не подтверждается другими исследованиями [6, 43]. Ряд исследований показывают, что у мужчин наблюдается более резкое снижение скорости, интеграции и зрительно-пространственных способностей, чем у женщин [25].
В исследовании американские ученые показали, что особого влияния пола на снижение когнитивных способностей не наблюдалось, хотя женщины демонстрировали лучшие когнитивные способности на исходном уровне, что подтверждает мнение о том, что женщины превосходят мужчин в тестах на вербальную память [44]. По данным исследования Corder E.H. и др., патологоанатомическое исследование показывает обширное образование старческих бляшек у женщин с нейрофибриллярными нарушениями I, II и III стадий по сравнению с мужчинами на аналогичных стадиях, особенно с APOEε4 [13]. Эти результаты отражают исследования на людях, предполагающие, что более высокий уровень эстрадиола у женщин связан с улучшением памяти [36], овариэктомия, проводимая до менопаузы, увеличивает риск когнитивных нарушений у женщин [38], эпидемиологические исследования показывают, что у женщин, применяемых гормональную терапию в течение 5 лет после менопаузы, риск БА был на 30% меньше. Следовательно, заместительная гормональная терапия в преддверии менопаузы может быть защитным фактором риска БА [42]. Однако клинические испытания заместительной терапии эстрогенами до настоящего времени не имели результатов [18], тем самым подчеркивая сложную роль, которую половые гормоны могут играть в риске развития деменции при БА [26].
Страдания, связанные с деменцией, многогранны, поскольку когнитивные и физические функции постепенно ухудшаются. Пожилой возраст и пол, два наиболее важных фактора риска деменции и не подлежат изменению. Факторы риска, характеризующие образ жизни, такие как курение, чрезмерное употребление алкоголя и неправильное питание, влияют на предрасположенность к деменции, как у мужчин, так и у женщин. Степень, в которой факторы риска, возникающие в результате состояния здоровья (например, ожирение, диабет 2 типа и сердечно- сосудистые заболевания), влияют на риск деменции, зависит от пола. В зависимости от подтипа деменции соотношение распространенности ее у мужчин и
женщин различается. Например, женщины подвергаются большему риску развития деменции, связанной с болезнью Альцгеймера, тогда как мужчины подвергаются большему риску развития сосудистой деменции [33].
Популярная цитата «Мужчины с Марса, а женщины с Венеры» обычно применялась во многих различных ситуациях, включая физиологию, социологию и патологию; гендерные различия в когнитивном функционировании не являются исключением.
Различия в обучении и памяти между мужским и женским мозгом подтверждены исследованиями, как на людях, так и на животных, начиная с ранних стадий развития на протяжении всей их жизни. Кроме того, многие неврологические заболевания связаны с гендерными предрассудками, так что один пол имеет большую распространенность или тяжесть заболевания, чем другой. Неврологические заболевания у молодых и пожилых людей также демонстрируют гендерно-специфические реакции на терапию. Половые различия в когнитивных функциях и структурах мозга в более позднем возрасте были продемонстрированы с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) в исследованиях на людях.
Например, исследования [7,22,30] показали, что мужчины демонстрируют больший объем таламуса в сравнении с женщинами, тогда как размер гиппокампа у женщин больше, чем у мужчин. Также стоит отметить, что относительно большее количество рецепторов андрогенов имеется в миндалевидном теле, а относительно большее количество рецепторов эстрогенов - в гиппокампе [35].
Заключение
Таким образом, международные исследования свидетельствуют о влиянии гендерных различий на когнитивное функционирование. Обнаружено, что число случаев умеренных когнитивных нарушений за год у мужчин было выше, чем у женщин. Мужчины же имели более высокий уровень заболеваемости легкими когнитивными нарушениями. Важным отличием женщин от мужчин была достоверно более высокая представленность показателя депрессии. Женщины подвергаются большему риску развития деменции, связанной с болезнью Альцгеймера, тогда как мужчины подвергаются большему риску развития сосудистой деменции.
Вклад авторов. Все авторы принимали равносильное участие при написании данной статьи.
Конфликт интересов - не заявлен.
Финансирование – При проведении данной работы не было финансирования сторонними организациями и медицинскими представителями.
Данный материал не был заявлен ранее, для публикации в других изданиях и не находится на рассмотрение другими издательствами.
Литература:
1. Яхно Н.Н., Коберская Н.Н., Захаров В.В., Гришина Д.А., Локшина А.Б., Мхитарян Э.А., Посохов С.И., Савушкина И.Ю. Влияние возрастных, гендерных, коморбидных сердечно-сосудистых и эмоциональных
факторов на субъективное когнитивное снижение //
Неврологический журнал 2018. 23 (4): 184–189. DOI:
http://dx.doi.org/10.18821/1560-9545-2018-23-4-184-189.
2. Alley D., Suthers K., Crimmins E. Education and cognitive decline in older Americans: Results from the AHEAD sample // Res Aging. 2007. 29: 73–94.
3. Andersen K., Launer L.J., Dewey M.E., Letenneur L., Ott A., Copeland JR.M., et al. Gender differences in the incidence of AD and vascular dementia: The EURODEM Studies // Neurology. 1999. 53:1992. [PubMed: 10599770]
4. Arntzen K.A., Schirmer H., Wilsgaard T., Mathiesen E.B.
Impact of cardiovascular risk factors on cognitive function: The Tromso study // Eur J Neurol. 2011. 18: 737–743.
5. Artero S., Ancelin M.L., Portet F., Dupuy A., Berr C., et al. Risk profiles for mild cognitive impairment and progression to dementia are gender specific // J Neurol Neurosurg Psychiatry. 2008. 79: 979–984.
6. Barnes L., Wilson R., Schneider J., Bienias J., Evans D., Bennett D. Gender, cognitive decline, and risk of AD in older persons // Neurology. 2003. 60:1777–81. [PubMed:
12796530]
7. Bramen J.E., Hranilovich J.A., Dahl R.E., Forbes E.E., Chen J., Toga A.W., Dinov I.D., Worthman C.M., Sowell E.R. Puberty influences medial temporal lobe and cortical gray matter maturation differently in boys than girls matched for sexual maturity // Cereb Cortex. 2011. 21:636–
46. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
8. Brevik E.J., Eikeland R.A., Lundervold A.J.
Subthreshold depressive symptoms have a negative impact on cognitive functioning in middle-aged and older males //
Front Psychol. 2013. 4: 309.
9. Buchman A.S., Tanne D., Boyle P.A., Shah R.C., Leurgans S.E., et al. Kidney function is associated with the rate of cognitive decline in the elderly // Neurology. 2009.
73: 920–927.
10. Caracciolo B., Gatz M., Xu W. et al. Differential distribution of subjective and objective cognitive impairment in the population: A nationwide twin-study // J. Alzheimers Dis. 2012. 29 (2): 393–403.
11. Caselli R. J. et al. Subjective Cognitive Decline: Self and Informant Comparisons. // Alzheimers Dement. 2014 January. 10(1).
12. Chêne G., Beiser A., Au R., Preis S.R., Wolf P.A., Dufouil C., et al. Gender and incidence of dementia in the Framingham Heart Study from mid-adult life // Alzheimer’s
& Dementia. 2015. 11:310–20.
13. Corder E.H., Ghebremedhin E., Taylor M.G., Thal D.R., Ohm T.G., Braak H. The Biphasic Relationship between Regional Brain Senile Plaque and Neurofibrillary Tangle Distributions: Modification by Age, Sex, and APOE Polymorphism // Annals of the New York Academy of Sciences. 2004; 1019:24–8. [PubMed: 15246987]
14. Ferreira L., Ferreira Santos-Galduróz R., Ferri C.P., Fernandes Galduróz J.C.. Rate of cognitive decline in relation to sex after 60 years-of-age: A systematic review. //
Geriatrics & gerontology international. 2014; 14:23–31.
15. Ferri C.P., Sousa R., Albanese E., Ribeiro W.S., Honyashiki M. World Alzheimer Report 2009-Executive Summary. Edited by: Prince M, Jackson J London //
London: Alzheimer’s Disease International. 2009: 1-22 16. Fiest K.M., Roberts J.I., Maxwell C.J., Hogan D.B., Smith E.E., Frolkis A., et al. The Prevalence and
Incidence of Dementia Due to Alzheimer’s Disease: a Systematic Review and Meta-Analysis // Canadian Journal of Neurological Sciences / Journal Canadien des Sciences Neurologiques. 2016. 43: S51–S82. [PubMed: 27307128]
17. Grambaite R., Hessen E., Auning E. et al.
Correlates of Subjective and Mild Cognitive Impairment:
Depressive Symptoms and CSF Biomarkers // Dement Geriatr Cogn Disord Extra. 2013. 3:291–300.
18. Henderson V.W. Alzheimer’s disease: Review of hormone therapy trials and implications for treatment and prevention after menopause // The Journal of Steroid Biochemistry and Molecular Biology. 2014. 142:99–106.
[PubMed: 23727128]
19. Hohman T.J., Beason-Held L.L., Lamar M., Resnick S.M. Sub Subjective Cognitive Complaints and Longitudinal Changes in Memory and Brain Function //
Neuropsychology. 2011 January. 25 (1): 125–130.
20. Holmen J., Le M., Midthjell K., et al. Gender differences in subjective memory impairment in a general population: the HUNT study, Norway // BMC Psychology.
2013.1
21. Hyman B.T., Gomez-Isla T., Briggs M., Chung H., Nichols S., Kohout F., et al. Apolipoprotein E and cognitive change in an elderly population // Annals of Neurology.
1996; 40:55–66. [PubMed: 8687193]
22. Koolschijn P.C., Crone E.A. Sex differences and structural brain maturation from childhood to early adulthood // Dev Cogn Neurosci. 2013. 5:106–18. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
23. Laws K.R., Irvine K., Gale T.M. Sex differences in cognitive impairment in Alzheimer’s disease // World J Psychiatr. 2016. 6(1):54-65 Available from: URL:
http://www.wjgnet.com/2220-3206/full/v6/i1/54.htm DOI:
http://dx.doi.org/10.5498/wjp.v6.i1.54
24. Lipnicki D.M., Sachdev P.S., Crawford J., Reppermund S., Kochan N.A., et al. Risk Factors for Late- Life Cognitive Decline and Variation with Age and Sex in the Sydney Memory and Ageing Study // PLoS ONE.
2013.8(6):e65841. doi:10.1371/journal.pone.0065841 25. McCarrey A.C., An Y., Kitner-Triolo M.H., Ferrucci L., Resnick S.M. Sex differences in cognitive trajectories in clinically normal older adults // Psychology and aging. 2016;
31:166. [PubMed: 26796792]
26. Mielke M.M., Vemuri P., Rocca W.A. Clinical epidemiology of Alzheimer’s disease: assessing sex and gender differences // Clin Epidemiol. 2014. 6:37–48.
[PubMed: 24470773]
27. Millan-Calenti J.C., Tubio J., Pita-Fernandez S., Rochette S., Lorenzo T., et al. Cognitive impairment as predictor of functional dependence in an elderly sample. //
Arch Gerontol Geriatr. 2012. 54: 197–201.
28. Mi-Young Kim, Kyeongjin Kim, Chang Hyung Hong, Sang Yoon Lee, Yi-Sook Jung. Sex Differences in Cardiovascular Risk Factors for Dementia // Biomol Ther.
2018;26(6), 521-532
29. Mortensen E.L., Høgh P. A gender difference in the association between APOE genotype and age-related cognitive decline // Neurology. 2001. 57:89–95. [PubMed:
11445633]
30. Neufang S., Specht K., Hausmann M., Gunturkun O., Herpertz-Dahlmann B., Fink G.R., Konrad K. Sex differences and the impact of steroid hormones on the
developing human brain // Cereb Cortex. 2009. 19:464–73.
[PubMed] [Google Scholar]
31. Perera G., Pedersen L., Ansel D., Alexander M., Arrighi H.M., Avillach P., et al. Dementia prevalence and incidence in a federation of European Electronic Health Record databases: The European Medical Informatics Framework resource // Alzheimer’s & Dementia. 2018;
14:130–9.
32. Plassman B.L., Williams JW. Jr., Burke J.R., Holsinger T., Benjamin S. Systematic review: factors associated with risk for and possible prevention of cognitive decline in later life // Ann Intern Med. 2010; 153: 182–193.
33. Podcasy J.L, Epperson C.N. Considering sex and gender in Alzheimer disease and other dementias. //
Dialogues Clin Neurosci. 2016; Dec;18(4):437-446. doi:
10.31887/DCNS.2016.18.4/ cepperson.
34. Reisberg B., Prichep L., Mosconi L., et al. The pre- mild cognitive impairment, subjective cognitive impairment stage of Alzheimer’s disease // Alzheimers Dement.
2008;4:S98–108
35. Rena Li, Meharvan Singh. Sex Differences in Cognitive Impairment and Alzheimer’s Disease // Front Neuroendocrinol. 2014. August. 35(3): 385–
403.doi:10.1016/j.yfrne.2014.01.002
36. Rentz D.M., Weiss B.K., Jacobs E.G., Cherkerzian S., Klibanski A., Remington A., et al. Sex differences in episodic memory in early midlife: Impact of reproductive aging // Menopause. 2017. 24:400–8. [PubMed: 27824681]
37. Roberts R.O., Geda Y.E., Knopman D.S., Cha R.H., Pankratz V.S., Boeve B.F., Tangalos E.G., Ivnik R.J., Rocca W.A., Petersen R.C. The incidence of MCI differs by subtype and is higher in men The Mayo Clinic Study of Aging // Neurology. Jan 2012. 78 (5) 342-351. DOI:
10.1212/WNL.0b013e3182452862
38. Rocca W.A., Bower J.H., Maraganore D.M., Ahlskog J.E., Grossardt B.R., de Andrade M., et al. Increased risk of cognitive impairment or dementia in women who underwent oophorectomy before menopause // Neurology. 2007;
69:1074–83. [PubMed: 17761551]
39. Sachdev P.S., Lipnicki D.M., Crawford J., Reppermund S., Kochan N.A., et al. Risk profiles of subtypes of mild cognitive impairment: the Sydney memory and ageing study // J Am Geriatr Soc. 2012. 60: 24–33.
40. Sachdev P.S., Lipnicki D.M., Crawford J., Reppermund S., Kochan N.A., et al. Risk Profiles for Mild Cognitive Impairment Vary by Age and Sex: The Sydney Memory and Ageing Study // Am J Geriat Psychiat.
2012;20: 854–865.
41. Sachdev P.S., Brodaty H., Valenzuela M.J., Lorentz L.M., Koschera A. Progression of cognitive impairment in stroke patients // Neurology. 2004. 63. pp. 1618– 1623.
42. Shao H., Breitner JC.S., Whitmer R.A., Wang J., Hayden K., Wengreen H., et al. Hormone therapy and Alzheimer disease dementia: New findings from the Cache County Study // Neurology. 2012. 79:1846–52. [PubMed:
23100399]
43. Swan G.E., Lessov-Schlaggar C.N., Carmelli D., Schellenberg G.D., Rue A.L. Apolipoprotein E ε4 and Change in Cognitive Functioning in Community-Dwelling Older Adults // Journal of Geriatric Psychiatry and Neurology. 2005. 18:196–201. [PubMed: 16306239]
44. Van Hooren S., Valentijn A., Bosma H., Ponds R., Van Boxtel M., Jolles J. Cognitive functioning in healthy older adults aged 64–81: a cohort study into the effects of age, sex, and education // Aging, Neuropsychology, and Cognition. 2007. 14:40–54.
45. Wang H.X., Jin Y., Hendrie H.C., Liang C., Yang L., et al.) Late life leisure activities and risk of cognitive decline.
// J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2013; 68: 205–213.
46. Wilson R.S., Arnold S.E., Tang Y., Bennett D.A.
Odor identification and decline in different cognitive domains in old age // Neuroepidemiology. 2006. 26: 61–67.
References: [1]
1. Yakhno N.N., Koberskaya N.N., Zakharov V.V., Grishina D.A., Lokshina A.B., Mkhitaryan E.A., Posokhov S.I., Savushkina I.Yu. Vliyanie vozrastnykh, gendernykh, komorbidnykh serdechno-sosudistykh i emotsional'nykh faktorov na sub"ektivnoe kognitivnoe snizhenie [Influence of age, gender, comorbid cardiovascular and emotional factors on subjective cognitive decline]. Nevrologicheskii zhurnal [Neurological Journal]. 2018. 23 (4): 184–189 DOI:
http://dx.doi.org/10.18821/1560-9545-2018-23-4-184-189.
(in Russian).
Тукинова Асель Ришатовна – докторант 3 года обучения по специальности «Общественное здравоохранение»
НАО «Медицинский университет Семей» г. Семей, Республика Казахстан.
Почтовый индекс: Республика Казахстан, 071400, г. Семей, ул. Абая 103.
E-mail: [email protected] Телефон: + 77779809317
Получена: 02 августа 2021 / Принята: 27 января 2022 / Опубликована online: 28 февраля 2022 DOI 10.34689/SH.2022.24.1.021
УДК614.2.