18 ғасырда және әсіресе 19 ғасырда. дәстүрлі мыңжылдық қазақтың ұлттық мәдениетінің, соның нәтижесінде пайда болған заңнаманың және құқықтық жүйенің дамуына ықпал етті. Сірә, дәл осы Алматыға бару нақты нысанды және зерттеу тақырыбын таңдауды анықтады: Қазақстанның 18-19 ғасырлардағы мемлекеті мен құқығының тарихы. 18-19 ғасырдың бірінші жартысындағы Қазақстан мемлекеті мен құқығының тарихи-құқықтық және теориялық аспектілері алғаш рет кәсіби тұрғыдан зерттелді.
Фукс преувеличивает влияние шариата, заявляя, что «роль шариата в казахском праве не настолько велика, чтобы он мог определить характер уголовных репрессий или дать нам ключ к пониманию природы классовой борьбы в казахском обществе и проблемы штат. и право казахов, особенно если говорить о праве того периода (конец XVIII - первая половина XIX века), когда большая часть территории Казахстана уже была присоединена к России и так называемым ...государственные преступления стали рассматриваться на основе уголовных законов империи». . Тезис. Однако можно ли со стопроцентной уверенностью сказать, что именно так обстояло дело в правоотношениях казахов XVIII и первой половины XIX века? Была ли действующей только одна правовая система? Фукса «Очерки истории государства и права казахов в XVIII и первой половине XIX века». в настоящее время находится в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (директор института - доктор юридических наук, профессор Хабриева Талия Ярулловна, первый заместитель директора - доктор юридических наук, профессор Тихомиров Юрий Александрович).
Очерк истории казахского государства и права в XVIII и первой половине XIX веков. Отчетный материал старшего научного сотрудника - по совместительству сектора юстиции Фукса С. о проделанной работе.141. Землевладение и узурпация земли феодалами, заключает ученый, проистекают из концентрации скота в руках феодалов, а феодальный характер производственных отношений определяет тип казахского общества в 16-18 веках. Таким образом, ученый, всесторонне изучив значение города для развития государства, исследует влияние городских центров на развитие государства и права казахов в XVIII - начале XIX веков.
Обычное право казахов в XVIII – первой половине XIX веков» (Алма-Ата: Наука с.) под заголовками «Важнейшие объекты имущественного права» (гл.
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАЗАХОВ
Значение русских памятников истории казахского права
Материал по истории казахских ханств XV-XVIII веков (выдержки из персидских и турецких сочинений) / Составители: С. К. Ибрагимов, Н. Н. Мингулов, К. А. Пищулина, В. П. Юдин). Что же касается других источников по истории права, то в первую очередь переписка царского правительства с казахскими ханами, султанами, биями, старейшинами и батырами, имеющая первостепенное значение для историков Казахстана, в большинстве случаев являются хранящимися документами. в архивах, поступающих от казахских феодалов, они ориентируются (для характеристики компетенции Омского пограничного управления) // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизации (XVIII-XX вв.) / Гл. Приведенная выше краткая характеристика дореволюционной литературы казахского права позволяет определить наше отношение к ней как к возможному источнику по истории казахского права XVIII - первой половины XIX века.
Несмотря на ангажированность подобных сборников (например, исключение норм шариата из казахстанского законодательства), несмотря на неправильные методы и программы, используемые для сбора материала для них, содержащаяся в них информация о казахском праве представляет серьезную ценность, и цитируемые работы Можно и нужно проводить тщательную критическую проверку сообщаемых ими данных, которые будут использоваться не только для истории права второй половины XIX в., но и как вспомогательные данные42 и для более раннего периода, право которого освещается в настоящей работе. работа. работа. Так же, как и юридическая литература, источником для истории права является также историческая литература, особенно относящаяся к XVIII и первой половине XIX века. Ниже приведены некоторые соображения в пользу мнения, что Тауке, в отличие от «могущественных» ханов XVIII и начала XIX веков, таких как Аблай и Арынгазы77, укрепил Казахстан.
Поскольку, кроме того, мы не располагаем данными, которые свидетельствовали бы о качественных изменениях в патриархально-феодальных общественных отношениях в конце XVII - начале XVIII века, нет оснований предполагать возникновение в это время нового обычая. из Тауке. 64], то не менее оправдано включение «законов Тауке» в изучение обычного права XIX в., хотя, как будет показано ниже, в конце XVIII в. Естественно, в поисках новых, более жестких правовых норм казахская знать обратилась к шариату87, который с первой половины XIX в.
Это объясняется, прежде всего, небольшим количеством, частью вообще не опубликованных, а частью опубликованных лишь в последние годы источников XVIII века, к тому же относительно слабо отражающих роль шариата, влияние которого только усилилось. . к концу XVIII века. , тот факт, что во второй половине 19 в. Шариат, изгнание царизмом, наказания). В конечном итоге это объясняется тем, что памятники истории права первой половины XIX века, в полной мере отразившие влияние шариата на казахское право, либо вообще не привлекались к изучению (такие, как, например, законопроекты который до сих пор не опубликован).'Андре), либо был ошибочно проигнорирован и даже дискредитирован), как это было со сборником комитета 1824 года. Хотя, учитывая крайний консерватизм общественных отношений и жизни казахов, возможность получения плодотворных результатов по такой методике ни в коем случае не исключена, необходимо внимательно учитывать, наряду с изменениями в общественном строе, мощное влияние шариата на адат в конце XVIII века. и в первой половине XIX в., а также влияние царского законодательства на адат во второй половине XIX в., когда он заменил шариат в роли защитника коренных интересов господствующего класса.
Во второй половине 19 в. С конца XVIII века шариат утратил те позиции в казахском праве, которые ему принадлежали. Самым ранним из правовых памятников начала XIX века (с тех пор как Гавердовский изложил законы Тауке) является записка «О киргизских законах», составленная «со слов самых почетных и знающих киргизских Солтанов и самих старейшин переводчиком Путинцовым». в 1809 году. Броневский, пожалуй, как и многие другие писатели не только своего времени, но и конца XIX и начала XX веков, старался дать читателю «Отечественных записок»118 самое большее.
Во второй половине XIX века, начиная с шестидесятых годов, мы имеем, как уже говорилось выше, не менее обширные юридические сборники (Балюзек, Маковецкий, Загряжский, Гродеков и др.). Правда, процесс феодализации оседлых обществ и переход к феодальной раздробленности связан с ростом феодального землевладения как основы феодальной эксплуатации, но в какой степени это может быть применимо к казахскому обществу кочевых скотоводов 16 в. век? – XVII в., если в этом обществе землевладение возникло только в конце XVIII в. стал играть серьезную роль в классовых отношениях, стал основой эксплуатации масс, да и то в связи с земельным нажимом, который был отчасти вызван захватом земель царским правительством.
О путях возникновения и развития классового общества у племен, образовавших казахскую народность 12
Вяткина, ознаменовавшие мастерство казахов XVII-XVIII вв. века он правильно пришел к выводу, что слабо развитое ремесло в то время «существовало не как самостоятельная отрасль хозяйства, а как составная часть натурального хозяйства деревни» [12]. Толстов считает, что продукт «механистического распада единого целого», являющийся результатом «тенденции публиковать произведение целиком», является виной не современных историков, а писателей 16-17 вв. века. которые непосредственно наблюдали такое общество среди казахов.
Значение права распоряжения кочеванием
Есть еще одно обстоятельство, не менее, а может быть и более важное, которое ставит под сомнение тот факт, что практика аульного кочевничества была весьма распространена вплоть до конца XVIII - начала XIX веков. Младший жуз30, возможен лишь со второй половины XVIII века, с того времени, когда царизм создал укрепленную пограничную линию, отрезавшую жизненно важные земли кочевья казахов между Уралом и Волгой, а по другую сторону великого жуза. пастбища. Джунгарии уже были доступны Китаю и поэтому также не могли быть страной свободного роуминга [58]. В ситуации, создавшейся во второй половине в. они грабили и притесняли своего хана Нуралы и его братьев султанов33.