• Ешқандай Нәтиже Табылған Жоқ

ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ МУЗЫКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

N/A
N/A
Protected

Academic year: 2022

Share "ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ МУЗЫКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ"

Copied!
6
0
0

Толық мәтін

(1)

222 МРНТИ 14.35.07

ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ МУЗЫКИ В РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ С.Н. Задорожная, М.С. Сапиева

Костанайский государственный педагогический университет им. У. Султангазина, Костанай, Казахстан

stella1065@mail.ru, art_kaf@list.ru

В статье анализируются основные принципы образования детей с особыми образовательными потребно- стями, изложенные в государственных нормативных документах. Рассматриваются возможности музыкального образования в реализации данных принципов. В статье изучены основные виды деятельности детей на уроках му- зыки, в процессе которых осуществляется профилактика и педагогическая поддержка развития их психоэмоцио- нальной и моторной сферы. Выделяются такие виды деятельности, как: прослушивание музыкальных произведе- ний; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изобразительной деятельностью. Под- черкивается роль артикуляционной гимнастики в работе с детьми с ОСО. В заключении указывается, что посред- ством общения детей с музыкой в активной музыкальной деятельности создаются условия для их социокультур- ной адаптации.

Ключевые слова: особые образовательные потребности, вариативность, музыкальное обучение и воспита- ние, артикуляционная гимнастика, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, коррекционная работа.

На сегодняшний день все мировое сообщество приходит к осознанию того, что внимание к все- стороннему развитию детей с особыми образовательными потребностями решает проблему гуманиза- ции общества. Это отражено в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, где определены новые концептуальные подходы к образованию детей с особыми образовательными потребностями и указаны пути внедрения в практику идей интегрированного обуче- ния и воспитания детей совместно с развивающимися сверстниками [1].

Образование детей с особыми образовательными потребностями в Республике Казахстан осно- вано на следующих принципах:

 вариативность инклюзивного образования;

 системность и непрерывность образования;

 добровольность и свобода выбора;

 комплексный подход и социальное партнерство [2].

Рассмотрев данные принципы, мы можем увидеть, что каждый из них выполняет определенную функцию в образовательном процессе, а преемственность и последовательность всех уровней образова- ния обеспечивает системность и непрерывность образования. В образовании детей с особыми образова- тельными потребностями практикуется создание различных моделей инклюзивного образования, в том числе использование инновационных методов и подходов, направленных на социальную адаптацию де- тей в условиях современного общества.

Особое значение в построении образовательного процесса имеет тот факт, что среди таких детей много по - настоящему способных и талантливых и они с большим воодушевлением и усердием отно- сятся к обучению, а также открыты всему новому и творческой реализации в том числе. Каждый осо- бенный ребенок вправе сам выбирать место учебы и образовательную организацию в зависимости от своих индивидуальных склонностей и особенностей, что подтверждает принцип добровольности и сво- боды выбора. Создание специальных условий в процессе обучения и благоприятной среды для детей с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей также является основой принципа дифферен- циации [3].

Музыкальное образование на сегодняшний день способно удовлетворить многие воспитатель- ные и образовательные потребности особенных детей за счет развития музыкальных способностей, вос- питания эмоционального отношения, применения современных музыкальных технологий в процессе уроков музыки и в системе дополнительного образования.

С древних времен музыкальное искусство является одним из ведущих факторов развития детей. Это нашло отражение как в трудах западных философов (Платон, Аристотель, Демокрит и др), так и в трудах

(2)

223

ученых Востока (Аль-Фараби, Ибн Сина и др.). Так великий просветитель Аль-Фараби указывал на роль музыкального искусства на развитие врожденных и приобретенных способностей человека. Аль-Фараби подчеркивал, что в музыкальном воспитании важны три основных фактора: целенаправленные и систе- матические музыкальные занятия, аналитическая работа и накопление музыкального опыта.

Различные исследования ученых и опыт педагогов доказывает, что психологическая и педагоги- ческая ориентация музыкальной деятельности детей, нацеленная на коррекцию развития детей, способ- ствует компенсации и улучшению утраченных ребенком функций [4]. Это факт подтверждают зарубежные исследования, в частности, иследования Gross, Linden, Ostermann [4]. Авторы подчерки- вают, что музыка оказывать влияние на развитие речи детей посредством взаимодействия лечения с фундаментальными аспектами развития речи «music therapy may provide a basic and supportive therapy for children with delayed speech development» [4]. В выводах исследования указывается «music therapy may provide a very fundamental, basic, and supportive therapy for children with developmental speech delay» [4].

Деятельность учителя музыки, направленная на развитие творческих способностей детей с проблемами в развитии, при грамотном построении учебного процесса позволяет добиться значительных улучшений в состоянии здоровья особенных детей и их развития в целом. У них повышается самооценка, они ста- новятся ответственными, самостоятельными, раскрепощаются, в их поведении исчезаетнеуверенность и страх, развиваются нравственно-волевые и коммуникативные качества.

Из всех предметов, входящих в систему образования детей с особыми образовательными по- требностями, уроки музыки имеют наиболее благоприятные возможности для организации эстетиче- ского и социального развития. Это обусловлено тем, что в жизни современного ребенка музыка является постоянным спутником его жизни, а не просто увлечением, она участвует в его жизни, помогает форми- рованию нравственных качеств, компенсирует недостаток общения, который так необходим детям с про- блемами в развитии. Музыкальное образование является одним из действенных средств умственного, эмоционального и нравственного развития ребенка.

В процессе обучения музыке для детей с особыми образовательными потребностями наиболее важными являются тренировка наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа, творческих способ- ностей и фантазии, коммуникативных навыков, воспитание выдержки и способности сдерживать аф- фекты, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики. Уроки музыки для детей с особыми обра- зовательными потребностями включают такие виды деятельности, как:

- прослушивание музыкальных произведений;

- пение песен;

- ритмические движения под музыку;

- сочетание музыки и изобразительной деятельности.

Данные виды деятельности на занятиях оказывают положительное влияние на:улучшение об- щего эмоционального состояния детей;коррекцию и развитие ощущений, восприятий, представле- ний;стимуляцию речевой функции;нормализацию просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, вы- разительность интонации).

Накопленный педагогический опыт работы по использованию музыкального искусства в работе с детьми с особыми образовательными потребностями позволяет сделать вывод, что музыкальное ис- кусство положительно влияет на здоровье детей с особыми образовательными способностями. Однако, прежде чем начинать свою педагогическую деятельность с детьми с особыми образовательными потреб- ностями, учитель должен изучить все нормативно-правовые документы в рамках инклюзивного образо- вания. Обязательным также считается прохождение профессиональной переподготовки или повышение квалификации в области специальной педагогики, подтвержденной сертификатом.

Следует также отметить, что большое значение в организации урока музыки для детей с особыми образовательными потребностями приобретают методы, приемы обучения, а также формы работы. Учи- тель музыки должен не только всесторонне развивать личность своих учеников, но и способствовать их адаптации к социальной среде. При работе с детьми с особыми образовательными потребностями учи- тель музыки должен:

- творчески относиться к подбору средств обучения;

- понимать значимость инклюзивного образования в развитии особенных детей;

- преодолевать свои опасения и неуверенность при работе с детьми с особыми образовательными потребностями;

- осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с ос обыми образовательными потреб- ностями, учитывая его физические возможности и природные способности.

(3)

224

В начальном курсе обучения музыке используется облегчённый музыкальный материал для слу- шания произведений, а песенный репертуар подбирается с учётом психологического развития. Знаком- ство с песенным репертуаром и с творчеством композиторов включает разнообразно организованную предметно-практическую деятельность учащихся с раздаточным материалом при обязательном речевом сопровождении. Такая работа способствует развитию и укреплению зрительного восприятия, моторной координации и ловкости, мышления и речи детей, формированию у них интереса к урокам музыки и познавательной активности. Основной целью учителя музыки при работе с особенными детьми является создание положительного эмоционально-психологического климата, который способствует раскрепо- щению ребенка и характеризуется усилением таких существенных компонентов педагогической под- держки, как взаимопомощь, доброжелательность, взаимопонимание. При проведении уроков музыки каждый учителя решает, как общие, так и коррекционные задачи по музыкальному воспитанию детей.

К таким задачам можно отнести следующие:

1) Образовательные: формировать навыки певческой эмоциональности и выразительности;

2) Развивающие: развивать речевую активность, эмоциональную активность на музыку, музы- кально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности сучётом индивидуальных возможностей;

3) Воспитательные: помочь ребенку почувствовать состояние успеха, творческую активность;

4) Коррекционные: коррекция памяти, мышления, развития речи, восприятия, компенсация эмоци- онального недоразвития [5].

В формировании музыкальных способностей у детей с особыми образовательными потребно- стями необходимо постепенно развивать у них не только певческие навыки, но и эмоциональную отзыв- чивость на музыку, чувство лада, музыкальный слух и чувство ритма. Данные навыки активно развива- ются в процессе обучения детей пению. Это сложный и многогранный процесс, который требует интен- сивной мыслительной активности и физического напряжения. Совокупность всех условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему музыкального воспитания и обучения детей с откло- нениями в развитии.У подобных детей зачастую наблюдаются нарушения в развитии ритмической и динамической основы музыкального исполнения. У них отмечается прерывистость дыхания, монотон- ное «носовое» звучание голоса, вялая дикция. Трудности певческой деятельности детей с нарушениями связаны, прежде всего, с несовершенством вокально-слуховой координации, звукопроизносительной стороны речи или полным ее отсутствием. Однако при регулярной певческой деятельности на уроках музыки у учащихся с особыми образовательными потребностями наблюдается улучшение физического и психического здоровья. Следовательно, мы можем сделать вывод, что певческая деятельность на уро- ках музыкис детьми с особыми образовательными потребностями благотворно влияет на их развитие и рассматривается как благоприятный физиологический процесс.

Также одним из важных методов в организации певческой деятельности на уроках музыки явля- ется проведение артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика проводится учителем для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата, для выработки правильного певческого дыхания. Все упражнения на развитие артикуляционного аппарата необходимо проводить в игровой форме, так как именно в игре раскрываются личностные качества ребенка и его творческий потенциал.

В процессе использования на уроке музыки артикуляционных упражнений наряду с точностью их вы- полнения детьми учителю музыки необходимо уделить большое внимание эмоциональному состоянию детей, сохранению комфортной благоприятной обстановки. Артикуляционная гимнастика включает раз- личные дикционные разминки, попевки, скороговорки, которые следует проводить для развития и по- движностиголосового аппарата.

Проведение дыхательной гимнастики и артикуляционных упражнений не только настраивает го- лосовой аппарат для исполнения песен, но и служит для данной категории детей своеобразной коррек- ционной гимнастикой. Учителю музыки также необходимо иметь в виду, что нагрузка ни в коем случае не должна превышать возможности и быть корректной.

Одним из важных видовмузыкальной деятельности на уроках музыки является музыкально-рит- мическая деятельность. В музыкально - ритмической деятельности все содержание и характер музыки передается через движение. Основой этого вида деятельности является ритм, а разнообразные импрови- зационные, ритмические упражнения, хореографические композиции, сюжетно-образные движения ис- пользуются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Система работы в области музы- кально - ритмической деятельностис детьми основывается на двух принципах коррекционной педаго- гики: единства коррекции и развития. Следует заметить, что использование ритмических упражнений,

(4)

225

музыкальных игр, танцевальных элементов положительно влияет не только на физическое развитие де- тей, но и на развитие их музыкальной грамотности в целом.

Различные музыкальные произведения вызывают различные эмоциональные переживания у де- тей, что ярко проявляется в обучении игре на детских музыкальных инструментах. Оценивая значимость этого вида музыкальной деятельности и применяя его на уроках музыки с детьми с особыми образова- тельными потребностями, учитель музыки ставит перед собой следующие задачи:

- формирование координации движений при игре на ложках, бубне, барабане, погремушке, ма- ракасе, треугольнике и т. д.;

- развитие музыкально-ритмического чувства;

- развитие мелкой моторики при игре на инструментах;

- формирование навыков коллективнойдеятельности.

При организации обучения игре на музыкальных инструментах учителю сначала необходимо провести диагностику физического и эмоционального состояния ребенка с особыми образовательными потребностями. Диагностика проводится совместно с психологом и социальным педагогом для опреде- ления данного состояния и только после проведения данной диагностики учитель музыки может подби- рать музыкальный материал для дальнейшего обучения. Учителю также необходимо правильно подо- брать музыкальный инструмент для ребенка, то есть уточнить, какому из нескольких инструментов ре- бенок отдает предпочтение, в случае если ребенок затрудняется с ответом - предложить ребенку прослу- шать музыкальные фрагменты в исполнении разных инструментов, чтобы ребенок сам смог осуще- ствить свой выбор. Именно игра на музыкальных инструментах вызывает у всех детей активность в вы- ражении радости и удовольствия.

Такой вид деятельности на уроке музыки, как слушание музыки, обогащает внутренний мир ре- бенка, пробуждает в нем способность к сопереживанию, сочувствию, действует успокаивающе, расслаб- ляюще или наоборот, - побуждает к действию и активности в зависимости от настроения и характера музыкального произведения. И для того, чтобы научить ребенка слушать, учителю полезно использовать лаконичные поэтические образы. Эти образы помогают детям сосредоточеннее слушать музыку, ожив- ляя свои ассоциации. Например, перед прослушиванием «Песни жаворонка» П.И. Чайковского - стихо- творение В.Жуковского «Жаворонок». Свои чувства, которые зарождаются у детей при прослушивании музыки можно выразить через рисунок. Например, при изучении тема «Природа и музыка», учитель может провести игру «Музыкальная кисть», где с помощью кистии красок дети подберут цвет к харак- теру и содержанию музыки.

Таким образом, исследуя возможности урока музыки в работе с детьми с особыми образователь- ными потребностями, можно сделать вывод о том, что различные виды деятельности на уроках музыки обогащают сознание детей музыкальными впечатлениями, развивают их сенсорно-музыкальные способ- ности, ладогармонический, динамический и ритмический виды слуха, содействуют проявлению музы- кального вкуса. Также систематическое и планомерное использование различного музыкального мате- риала осуществляет профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии эмоционально-во- левой, моторной сферах, создает условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности [6]. Большое значение в проведении уроков музыки имеет профессионализм учителя в формировании эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных иразнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и рече- выми проявлениями.

Большое значение для успешности работы на уроке музыки имеет такой раздел музыкального воспитания, как развитие творчества. Взаимодействие с музыкой стимулирует ребенка к созданию соб- ственного творческого результата, так как связано с реализацией эмоционально-образной сферы и спо- собствует самовыражению ребенка. Активная творческая реализация детей с особыми образователь- ными потребностями проявляется в художественно-эстетической деятельности путем организации вы- ступлений в концертах, конкурсах при их непосредственном участии. Давая оценку прослушанному кон- церту, учитель музыки обращает внимание детей на то, что все участники, покорившие зрителей своими песнями, танцами были одинаково талантливы и интересны, при этом, не акцентируя внимание на фи- зических недостатках отдельных детей.

В целом, организация урока музыки для детей с особыми образовательными потребностями, должна строиться с учетом психологических и физических возможностей детей и при наличии каче- ственного психолого-педагогического сопровождения [7]. Это важно не только для воспитанияих музы- кальной культуры, но и, в первую очередь, для их социальной адаптации и получения полноценного

(5)

226

образования. Все виды музыкальной деятельности на уроках музыки взаимосвязаны между собой и тем самым развивают у детей с особыми образовательными потребностями эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкальный слух и чувство ритма. Анализ исследований по проблеме об- разования детей с особыми образовательными потребностями позволяет отметить, что на сегодняшний день образовательная система детей с особыми образовательными потребностями является важной сту- пенью развития общества, когда образование становится реальным правом и возможностью для всех.

Список литературы

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы.

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2018 года № 460.

2. Сунцова А. С. (2013) Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд- во «Удмуртский университет». − 110 с.

3. Разработка рекомендаций по организации обучения детей с особыми образовательными потребностями по 8 категориям в условиях инклюзивного образования. Методические рекомендации.– Астана: НАО имени И. Ал- тынсарина, 2016. – 64 с.

4. Gross W., Linden U., Ostermann T. (2010) Effects of music therapy in the treatment of children with delayed speech development - results of a pilot study // BMC Complementary and Alternative Medicine volume10, Articlenumber:

39.

5. Искакова А. Т., Мовкебаева З. А., Айтбаева А. Б., Байтурсынова А. А. (2013) Основы инклюзивного обра- зования (учебное пособие). Алматы: L-Pride. - 280 с.

6. Кусаинов А. К., Аргынов А. Х., Жумаканова Р. А. (2008) Профессиональная подготовка взрослого населе- ния в области инклюзивного образования: методическое пособие. - Алматы: ROND&A. - 120 с.

7. Сулейменова Р. А. (2002) Социальная коррекционно-педагогическая поддержка как путь интеграции детей с ограниченными возможностями. Проблемы включения детей со специальными образовательными потребно- стями в общеобразовательный процесс. Алматы: Раритет. С. 9-17.

Ерекше білім беру қажеттіліктері бар балалармен жұмыс жасаудағы музыка сабақтарының мүмкіндіктері

С. Н.Задорожная, М. С. Сәпиева

Ө. Сұлтанғазин атындағы Қостанай мемлекеттік педагогикалық университеті, Қостанай, Қазақстан stella1065@mail.ru, art_kaf@list.ru

Бұл мақалада мемлекеттік нормативтік құжаттарда баяндалған ерекше білім беру қажеттілігі бар балаларға білім берудің негізгі принциптері талданады. Осы қағидаттарды жүзеге асыруда музыкалық білім беру мүмкіндіктері қарастырылады. Мақалада музыка сабақтарында балалардың психоэмоционалдық және моторлық сферасының дамуын алдын алу және педагогикалық қолдау жүзеге асырылатын негізгі қызмет түрлері зерттелді.

Музыкалық шығармаларды тыңдау, ән айту, музыкаға ырғақтық қозғалыс, музыка мен бейнелеу қызметін біріктіру сияқты қызмет түрлері бөлінді. Артикуляциялық гимнастиканың ЖҚЖ балалармен жұмыс істеуінің рөлі ерекше атап өтіледі. Қорытындыда балалардың музыкамен қарым-қатынасы арқылы белсенді музыкалық қызметте олардың әлеуметтік-мәдени бейімделуі үшін жағдай жасалатыны көрсетіледі.

Түйін сөздер: ерекше білім беру қажеттілігі, вариативтілік, музыкалық оқыту және тәрбиелеу, артикуляциялық гимнастика, музыка тыңдау, музыкалық аспаптарда ойнау, түзету жұмыстары.

Music lesson opportunities in working with children with special educational needs

S.N. Zadorozhnaya, M.S. Sapieva

Kostanay State Pedagogical University named after U. Sultangazin, Kostanay, Kazakhstan stella1065@mail.ru, art_kaf@list.ru

This article analyzes the basic principles of education for children with special educational needs, set forth in state regulatory documents. The possibilities of music education in the implementation of these principles are considered. The article studies the main activities of children in music lessons, during which prevention and pedagogical support for the development of their psycho-emotional and motor spheres are carried out. The following activities are distinguished: lis- tening to music; singing songs; rhythmic movements to music; a combination of music and visual activity. The role of

(6)

227

articulation gymnastics in working with children with CCA is emphasized. The conclusion states that through the commu- nication of children with music in active musical activity, conditions are created for their sociocultural adaptation.

Keywords: special educational needs, variability, musical instruction and upbringing, articulation gymnastics, listening to music, playing musical instruments, correctional work.

Поступила в редакцию 22.09.2019

Ақпарат көздері

СӘЙКЕС КЕЛЕТІН ҚҰЖАТТАР

ЗАМАНАУИ БІЛІМ БЕРУ ПРАКТИКАСЫНДА ИННОВАЦИЯЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАР МЕН ƏДІСТЕРДІ ҚОЛДАНУ ТƏЖІРИБЕСІ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа с родителями ребёнка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивной группы – процесс очень деликатный, так как он

ɂ ɬɨɥɶɤɨ ɛɥɚɝɨɞɚɪɹ ɫɨɬɪɭɞɧɢɱɟɫɬɜɭ ɜɫɟɯ ɩɟɞɚɝɨɝɨɜ ɞɥɹ ɨɛɭ- ɱɚɸɳɢɯɫɹ ɛɭɞɭɬ ɫɨɡɞɚɧɵ ɛɥɚɝɨɩɪɢɹɬɧɵɟ ɭɫɥɨɜɢɹ, ɛɭɞɟɬ ɮɨɪɦɢɪɨɜɚɬɶɫɹ ɫɨɰɢɚɥɶɧɵɣ

 дети с различными нарушениями психофизического развития: нарушения слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического

В процессе социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в развитии применяется комплексный метод, включающий в себя

Несмотря на различные инициативы в области инновационной деятельности и НИОКР, недостаточный акцент поставлен на сотрудничество с образовательными

На следующем обучающем этапе исследования были проведены мероприятия, направленные на определение оптимальных условий для развития

Эти процессы оказывают значительное влияние на все виды экономической деятельности, в том числе на рынок труда, так как трансформационные